Допуск энергоустановки (электроустановки) в эксплуатацию: как получить разрешение

Содержание

Допуск энергоустановки (электроустановки) в эксплуатацию: как получить разрешение

Допуск энергоустановки в эксплуатацию — важный этап присоединения потребителей к электрическим сетям. В отсутствие проведенного допуска, напряжение на объект не будет подано.

Допуск электроустановки осуществляется специальным уполномоченным органом — Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Однако не для каждого объекта требуется получать разрешение на допуск в эксплуатацию.

С 30 января 2021 года Постановлением Правительства РФ №85 введены новые «Правила выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок».

В этом нормативном документе содержится информация о порядке получения разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановки.

Мы разобрали основные вопросы получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, для удобства все необходимые сведения изложили в формате вопрос — ответ и дополнили своими комментариями.

На какие объекты распространяется обязанность получать разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию?

Получать разрешение на допуск в эксплуатацию энергосустановки необходимо в отношении следующих объектов:

  • объектов генерации (производства электроэнергии);
  • энергопринимающих устройств потребителей;
  • объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и владельцев электрических сетей;
  • объектов теплоэнергетики (котельные и теплопринимающиие объекты);
  • для электролабораторий ( в отношении энергопринимающих установок, которые используются для испытаний)

В каких случаях потребителям необходимо получать разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию?

Потребители должны получить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки в следующих случаях:

1. При присоединении к электросетям построенных объектов:

  • максимальная мощность которых превышает 670 кВт, независимо от категории надежности и уровня напряжения на которых они присоединены к электросетям;
  • максимальная мощность которых составляет от 150 до 670 кВт, присоединенных к электросетям выше 20 кВ по 2 или 1 категории надежности;
  • вне зависимости от максимальной мощности, энергоустановки, присоединенные к электросетям выше 20 кВ;
  • вне зависимости от максимальной мощности энергоустановки по 1 категории надежности.
  • для частных домов с максимальной мощностью СВЫШЕ 15 КВт.

2. При вводе в эксплуатацию собственного объекта генерации, присоединяемого к электрическим сетям сетевой организации.

3. При реконструкции указанных в п.1. и 2. энергоустановок.

Не требуется разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию в случае смены владельца энергопринимающиего устройтва, а также для энергопринимающих устройтв менее 150 кВт (юр. лица и ИП) и энергопринимающих устройтв менее 15 кВт (физические лица в отношении частных домов).

С помощью этих простых схем можно определить, необходимо ли оформлять допуск объекта в экслуатацию в Ростехнадзоре.

Схема для юридических лиц и предпринимателей:

Допуск в эксплуатацию электроустановок юр лиц и ИП

Схема для физических лиц:

Допуск в эксплуатацию для физических лиц

В случае, если строительство или реконструкция объекта производится по этапам, то получение допуска в эксплуатацию производится в отношении оборудования также поэтапно.

После завершения строительства или реконструкции всего объекта, разрешение выдается на весь объект в целом.

Какие бывают виды разрешений на допуск в эксплуатацию?

  • Разрешение, выдаваемое с постоянным сроком действия.
  • Временное разрешение. Временное разрешение выдается для пробных пусков и комплексных испытаний, пусконаладочных работ.
  • Разрешение, полученное в уведомительном (упрощенном) порядке.

Уведомительный (упрощенный) порядок допуска в эксплуатацию.

Уведомительный порядок доступен для следующих потребителей:

  1. Потребителям с максимальной мощностью до 150 кВт, присоединенных к электросетям до 20 кВ по второй или третьей категории надежности;
  2. Потребителям с максимальной мощностью от 150 кВт до 670 кВт, присоединенных к электросетям до 20 кВ по третьей категории надежности;

Согласно уведомительному (упрощенному) порядку, потребители считаются получившие разрешение на допуск в эксплуатацию с даты направления в орган Ростехнадзора уведомления о допуске.

Уведомление о допуске должно быть направлено в адрес территориального отделения Ростехнадзора не позднее 5 дней с момента выдачи потребителю сетевой организацией акта о выполнении технических условий.

Уведомление должно содержать реквизиты заявителя; наименование и местонахождение энергопринимающих устройств заявителя, максимальная мощность энергопринимающих устройств и класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя; сведения о назначении ответственного за электрохозяйство и (или) его заместителе с указанием фамилии, имени, отчества, группы по электробезопасности и контактной информации.

Упрощенное уведомление направляется с приложением копий следующих документов:

а) копия технических условий;

б) копия акта о выполнении заявителем технических условий

в) копии разделов проектной документации (когда разработка проекта требуется).

Для уведомительного (упрощенного) порядка допуска, получение разрешения в бумажном виде не требуется. Проверка энергоустановки Ростехнадзором не осуществляется.

Как подается заявление?

Заявление о выдаче разрешения на допуск и документы к нему может подаваться в любом из следующих вариантов:

Вариант 1: В бумажном виде.

В таком случае заявление направляется в адрес территориального отделения Ростехнадзора по месту расположения энергоустановки. Отправка производится заказным письмом Почтой России с уведомлением о вручении.

Найти информацию о нужном Вам территориальном отделении Ростехнадзора можно здесь .

Вариант 2: В электронном виде на портале Госуслуги .

При выборе такого варианта подачи заявления, заявление должно быть подписано:

— если заявление подает физическое лицо — простой электронной подписью.

— если заявление подает юридическое лицо — усиленной электронно-цифровой подписью.

В электронном виде документы можно подать только с 01.01.2022 года, до этой даты документы можно подавать только на бумажном носителе.

Какие документы необходимо приложить к заявлению?

Для юридических лиц и организаций к заявлению необходимо приложить следующие документы:

а) копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего заявителя, а также владение допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании или земельным участком, на котором расположен допускаемый объект (в случае если права на допускаемый объект не зарегистрированы);

б) копия заключения о соответствии построенного объекта проектной документации (при наличии);

в) копия акта о выполнении технических условий (акта о выполнении этапа технических условий);

г) Реестр (список или поименованный перечень) документов с их реквизитами, при этом сами документы не прикладываются и предъявляются инспектору Ростехнадзора в процессе проведения проверки.

В процессе проведения проверки (осмотра), инспектор может потребовать предъявить следующие документы:

  • однолинейные схемы первичных электрических соединений;
  • инструкции по охране труда для оперативного, оперативно-ремонтного персонала допускаемого объекта;
  • должностные инструкции оперативного, оперативно-ремонтного персонала по каждому рабочему месту;
  • договор на эксплуатационное обслуживание, в том числе на оперативно-технологическое управление, с эксплуатирующей организацией — при отсутствии у заявителя собственного эксплуатирующего персонала (на объекте представляются копии 1-го листа и листа с подписями сторон);
  • список лиц, допущенных к ведению оперативных переговоров и производству переключений в электроустановках;
  • организационно-распорядительный документ о назначении ответственного за электрохозяйство и его заместителя;
  • организационно-распорядительные документы, подтверждающие наличие допуска к самостоятельной работе оперативного, оперативно-ремонтного персонала;
  • список имеющихся в наличии защитных средств в соответствии с правилами охраны труда;
  • производственные инструкции по эксплуатации электроустановок, в том числе по организации и осуществлению оперативно-технологического управления, в объеме технических решений, соответствующем заявлению о выдаче разрешения на допуск;
  • журнал (оперативный, распоряжений, релейной защиты и автоматики, телемеханики, проверки знаний, вводного инструктажа по охране труда электротехнического персонала, учета и содержания средств защиты, учета работ по нарядам и распоряжениям), журнал (картотека) диспетчерских и оперативных заявок (на объекте представляется на бумажном носителе или в электронном виде);

д) протоколы испытаний и акты опробования систем инженерно-технического обеспечения, электрооборудования, индивидуальных испытаний оборудования и функциональных испытаний отдельных систем, не требующих подключения объекта, оборудования к внешней электрической сети, которые включаются также в перечень документов, предусмотренный подпунктом «г» настоящего пункта, при отсутствии заключения о соответствии построенного объекта проектной документации;

е) копия документа, подтверждающего успешное проведение комплексного опробования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики (при получении разрешения на допуск в эксплуатацию, в случае если ранее на вводимый объект выдавалось временное разрешение).

ВАЖНО! Орган федерального государственного энергетического надзора в ходе осмотра вправе запросить документы, указанные в п. г) и д). Эти документы к заявлению о выдаче разрешения на допуск не прилагаются, в заявлении указываются только их перечень с указанием реквизитов документов (номер и дата).

Читать статью  Разводка проводов в щитке

Для физических лиц, в отношении объектов для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, действует особый порядок предоставления документов.

Физическое лицо должно предоставить только копии следующих документов:

а) копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего заявителя, а также владение допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании или земельным участком, на котором расположен допускаемый объект (в случае если права на допускаемый объект не зарегистрированы);

б) перечень документов, представление которых осуществляется в ходе осмотра допускаемого объекта:

— однолинейные схемы первичных электрических соединений;

в) протоколы испытаний и акты опробования систем инженерно-технического обеспечения, электрооборудования, индивидуальных испытаний оборудования и функциональных испытаний отдельных систем, не требующих подключения объекта, оборудования к внешней электрической сети, которые включаются также в перечень документов, предусмотренный подпунктом «г» настоящего пункта, при отсутствии заключения о соответствии построенного объекта проектной документации;

г) копия документа, подтверждающего успешное проведение комплексного опробования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики (при получении разрешения на допуск в эксплуатацию, в случае если ранее на вводимый объект выдавалось временное разрешение).

В какие сроки Ростехнадзор обрабатывает полученные заявления?

5 рабочих дней Ростехнадзор обрабатывает заявление со дня его поступления.

По результатам рассмотрения заявления, Ростехнадзор направляет уведомление Почтой России, в котором указывает один из вариантов:

  • об оставлении заявления без рассмотрения и предложением устранить несоответствие заявления (на исправление замечаний заявителю дается 10 рабочих дней);
  • о приеме заявления о выдаче разрешения на допуск к рассмотрению и предлагаемых дате и времени осмотра допускаемого объекта.

Как проводится проверка Ростехнадзором?

Осмотр допускаемого объекта проводится одним или несколькими инспекторами Ростехнадзора без привлечения иных лиц.

Инспекторы проводят осмотр оборудования и указанных выше документов.

Какое оборудование может проверять инспектор Ростехнадора в ходе проверки?

Перечень оборудования, которое может осмотреть Ростехнадзор закреплён в приложении №3 к Правилам.

Так, при допуске в составе энергопринимающей установки, инспектор может проверять:

  • аппараты, агрегаты, механизмы, трансформаторы, электротехническое оборудование трансформаторных подстанций, заземляющие устройства, шинные мосты и гибкие связи напряжением 1 кВ и выше, силовые кабельные линии напряжением 1 кВ и выше, электродвигатели (машины) постоянного и переменного тока напряжением 1 кВ и выше с пускорегулирующими устройствами, электротехническое оборудование источников энергии, используемых в составе энергопринимающей установки, иное оборудование, предназначенное для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях ее потребления (использования, транспортировки);
  • автономные резервные источники питания, установка которых требуется с учетом категории надежности электроснабжения или наличия у потребителя электрической энергии электроприемников, для которых установлена технологическая или аварийная броня.

Так, при допуске в составе объекта по производству электрической энергии, объекта электросетевого хозяйства:

  • паровые турбины; газовые турбины; гидравлические турбины; вращающиеся электрические машины (генераторы, синхронные компенсаторы совместно с системами возбуждения); силовые трансформаторы (автотрансформаторы);
  • электротехническое оборудование трансформаторных подстанций, распределительных устройств, распределительных пунктов (кроме щитов учета электрической энергии); линии электропередачи (кроме щитов учета, а также участков линии от магистрали до щитов учета, смонтированных на опорах, и далее проложенных до энергопринимающих установок потребителя электрической энергии); шинные мосты и гибкие связи, силовые кабельные линии напряжением 1 кВ и выше;
  • электродвигатели (машины) постоянного и переменного тока напряжением 1 кВ и выше с пускорегулирующими устройствами; электротехническое оборудование собственных нужд;
  • источники электроснабжения системы собственных нужд; системы оперативного тока (аккумуляторные батареи, зарядные устройства, устройства стабилизации напряжения, щиты постоянного тока); комплексы и устройства релейной защиты и автоматики; средства диспетчерского и технологического управления; заземляющие устройства; насосное оборудование с приводом от электродвигателя; теплообменное оборудование; оборудование поддержания водно-химического режима; технологические защиты и автоматика, обеспечивающие безопасную работу объекта по производству электрической энергии, трубопроводы и арматура, запорно-регулирующая и аварийно-предохранительная арматура;
  • вспомогательное оборудование (дымососы, вентиляторы, деаэраторы, баки аккумуляторы, питательные баки, конденсатные баки, сепараторы); резервное топливное хозяйство.

Результаты рассмотрения документов фиксируются в акте осмотра.

При наличии оснований для отказа в выдаче разрешения, инспектор в акте указывает основания такого отказа со ссылкой на соответствующее требование, установленное норматино-правовым актом. В акте инспектор должен указать все вывленные нарушения.

Какие сроки проведения проверки по заявления?

Действуют следующие сроки:

  • 20 рабочих дней — для временного разрешения;
  • 10 рабочих дней — для постоянного разрешения;
  • 7 рабочих дней — для постоянного разрешения, если ранее было выдано временное разрешение.

В указанные сроки по результатам проверки Ростехнадзор направляет один из следующих документов:

  • разрешение на допуск;
  • уведомление об отказе в выдаче разрешения на допуск с указанием причин отказа.

К разрешению на допуск (уведомлению об отказе в выдаче разрешения на допуск), указанному в настоящем пункте, прилагается копия акта осмотра допускаемого объекта.

График проверок Ростехнадзора в 2021 году в условиях пандемии коронавируса

Картинка График проверок Ростехнадзора в 2021 году в условиях пандемии коронавируса

Пандемия коронавирусной инфекции стала общемировой проблемой, которая затронула и нашу страну. Нельзя не признать, что для отечественной экономики это стало серьезным ударом. Сначала для остановки быстрого распространения вируса в государстве был объявлен всеобщий режим самоизоляции: работать разрешили только отдельным немногочисленным категориям предприятий, работы которых была остро необходима для поддержания жизнедеятельности общества в таких условиях. В их список вошли аптеки, продуктовые магазины, медицинские организации, предприятия ЖХК и некоторые другие.

В первой половине мая 2020 года всеобщий карантин был смягчен, однако практика показала, что до восстановления нормального состояния экономики все еще далеко. Во-первых, запрет на работу все еще действует для многих компаний, работа которых предполагает массовые контакты граждан с персоналом и между собой – это касается всевозможных развлекательных центров, спортивных объектов и проч. Во-вторых, даже те компании, которые получили право возобновить работу, столкнулись с заметным падением платежеспособного спроса: это касается как организаций, ориентированных на конечных розничных потребителей, так и крупных промышленных предприятий.

Организация государственного контроля: введенные ограничения

Российское Правительство приняло несколько серьезных экономических и административных мер, ориентированных на поддержание благополучия отечественной экономики. Помимо прямых денежных вливаний и косвенной финансовой поддержки, выразившейся в предоставлении, например, арендных и налоговых каникул отдельным категориям организаций, в их список вошли также нефинансовые меры, которые также способны заметно облегчить жизнь российским компаниям.

Одной из таких мер стали введенные ограничения в области выполнения государственного контроля деятельности коммерческих компаний. В России работают около 30 уполномоченных госорганов, которые наделены полномочиями по контролю работы подведомственных им компаний. При этом каждая проверка – это серьезное испытание для организации. Во-первых, к ней нужно подготовиться, собрав необходимые документы и проверив выполнение действующих требований. Во-вторых, в ходе выполнения контролирующих мероприятий обычно задействуются несколько сотрудников организации, которые сопровождают инспекторов и дают им ответы на интересующие вопросы. Это затрудняет функционирование компании в нормальном режиме.

Чтобы исключить воздействие этого фактора на работу организаций, которые и так пребывают в сложном положении, Правительство ввело временный запрет на проведение большинства типов проверок. Однако действие этого запрета будет различаться для разных контролирующих органов. В этом материале мы выясним, каким образом будет вести контролирующую деятельность в 2021 году Ростехнадзор.

Изображение График проверок Ростехнадзора в 2020 году в условиях пандемии коронавируса

Основные принципы контролирующей деятельности Ростехнадзора

Ростехнадзор выступает в роли государственного органа, который производит контроль работы организаций в следующих сферах:

  • промышленность;
  • строительство;
  • энергетика;
  • горнодобывающие работы;
  • атомная энергетика;
  • работа гидротехнических сооружений.

Ведомство проводит проверки подконтрольных ему организаций в плановом и внеплановом формате. Внеплановые контролирующие мероприятия назначаются в случае появления оснований для них – это может быть, например, авария на предприятии или жалоба на нарушение им правил безопасности. Плановый контроль проводится по заранее утвержденному графику, который принимается Генеральной прокуратурой РФ. Он должен быть согласован не позднее 31 декабря года, предшествующего организации таких мероприятий. Чтобы предоставить компаниям возможность ознакомления с графиком, он размещается в открытом доступе на сайте Генпрокуратуры, а также региональных порталах Ростехнадзора отдельно по каждому субъекту Федерации.

В последние годы выполнение контролирующих работ производится на базе применения принципов риск-ориентированного подхода. Он предполагает прямую зависимость частоты проверок конкретного предприятия в зависимости от присвоенной ему категории риска отрицательных последствий его деятельности. Порядок отнесения компании к конкретной категории определяется постановлением Правительства от 17.08.2016 г. № 806. Согласно этому нормативному документу Ростехнадзор разделяет все подконтрольные ему организации на следующие категории риска:

  • чрезвычайно высокий – проверки для таких предприятий проводятся каждый год;
  • высокий – проверки проводятся раз в 2 года;
  • значительный – проверки организуются раз в 3 года;
  • средний – проверки назначаются раз в 4 года;
  • умеренный – организация проверок возможна не чаще раза в 6 лет;
  • низкий – плановые проверки не проводятся.

Согласно действующему порядку Ростехнадзор обязан публиковать списки компаний, которые отнесены к наиболее значительным категориям риска – от средней до чрезвычайно высокой. Руководство компании, которое полагает, что организация внесена в соответствующий блок списка ошибочно, вправе подать мотивированное заявление о пересмотрен присвоенной категории, которое будет рассмотрено в установленном порядке.

Отметим, что перечисленные ограничения касаются только контрольных проверок, выполняемых в плановом порядке. Они не распространяются на выполнение внеплановых проверок, которые могут назначаться по мере появления необходимости, в том числе для предприятий, отнесенных к низкой категории риска.

Ограничения по проведению проверок в 2021 году

Правительство РФ приняло постановление от 3 апреля 2020 года N 438, которое касается всех типов контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами. Немного позднее положения этого нормативного документа были уточнены постановлением Правительства от 22 апреля 2020 года N 557. Согласно этим правовым актам, вплоть до 31 декабря введен запрет на выполнение плановых проверок в отношении следующих категорий организаций:

  • малые и средние организации, которым этот статус присвоен на основании критериев, сформулированных в статье 4 федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ. Они включают ограничения по количеству работников предприятия, объему полученного им дохода и юридическому статусу компании. Все эти параметры для целей интересующего нас постановления учитываются по состоянию на прошлый, то есть 2019 год. При этом дополнительным условием реализации такого запрета становится присутствие компании в Едином реестре субъектов МСП, который ведется в России;
  • все другие типы компаний, кроме тех, которые в соответствии с действующим законодательством принадлежат к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.
Читать статью  Вопросы и ответы

Требования интересующего нас нормативного документа выполняются путем пересмотра ранее утвержденного графика плановых проверок. Все компании, в отношении которых введен запрет на их проведение, подлежат исключению из графика.

Особенности применения ограничений в деятельности Ростехнадзора: плановые проверки

Контролирующая деятельность Ростехнадзора имеет особую значимость: от тщательности ее выполнения зависит работа крупнейших предприятий, а значит, и безопасность персонала этих компаний, а также людей, живущих на близлежащих территориях. Неудивительно, что введенные Правительством ограничения по ее выполнению потребовали уточнений и разъяснений о том, как будут реализовываться проверки. Чтобы дать ответы на все вопросы, появившиеся у представителей подконтрольных организаций, 28 апреля 2020 года ведомство опубликовало отдельное письмо, в котором уточнило основные положения, подлежащие применению в период действия постановления № 438 – то есть до конца 2020 года.

В части, касающейся организации плановых проверок, государственный орган сообщил следующее. В соответствии с требованиями законодательства, включая федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, посвященный защите прав юрлиц и предпринимателей, не подлежат отмене плановые мероприятия следующих видов:

  • проверки устранения ранее выявленных нарушений, которые послужили основанием для применения к организации административного наказания в форме временной остановки работы предприятия;
  • плановые проверки деятельности органов госвласти и местного самоуправления;
  • обследования гидротехнических конструкций и сооружений, которые выполняются в целях последующей разработки декларации безопасности при эксплуатации, консервации или ликвидации таких объектов;
  • обследования, необходимые для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию разных типов энергоустановок;
  • контрольные осмотры подъемного оборудования, включая лифты, эскалаторы, травалаторы и подъемные платформы для инвалидов, кроме случаев, когда это оборудование используется в метрополитене;
  • мероприятия, выполняемые для ввода в эксплуатацию подъемного оборудования, эскалаторов в метрополитене, канатных дорог, фуникулеров, а также оборудования, эксплуатируемого под избыточным давлением;
  • все другие плановые проверочные мероприятия, которые предполагается проводить на объектах повышенной опасности, в отношении которых действующим законодательством введен режим постоянного государственного контроля;
  • плановые проверки, запланированные к проведению на объектах, которые в рамках риск-ориентированного подхода принадлежат к категории высокого риска.

Плановые проверки, основания для проведения которых не входят в приведенный список, подлежат исключению из ранее согласованного графика. Невыполнение этого требования, подчеркивает Ростехнадзор в своем письме, рассматривается как нарушение действующего законодательства.

Внеплановые проверки Ростехнадзора

Согласно разъяснениям уполномоченного ведомства, в 2021 году в соответствии с действующим законодательством и ограничениями, обусловленными распространением коронавирусной инфекции, будут проводиться внеплановые проверки, организуемые по следующим основаниям:

  • необходимость расследования обстоятельств и причин аварий и несчастных случаев на производственных предприятиях;
  • причинение вреда здоровью или жизни граждан либо угроза причинения такого вреда (по согласованию с прокуратурой). Если факты причинения такого вреда имели место на объектах I или II класса опасности, инспекторы Ростехнадзора вправе начать проверку в срочном порядке, лишь уведомив об этом органы прокуратуры;
  • необходимость проверки устранения ранее обнаруженных нарушений, в отношении которых виновнику было выдано предписание об их устранении;
  • необходимость проверки соблюдения лицензионных требований при получении заявления на выдачу разрешения на ведение лицензируемого вида деятельности.

При выполнении как плановых, так и внеплановых проверок результаты таких мероприятий должны быть внесены в единый государственный реестр. Его формирование и ведение реализуется в соответствии с правилами, зафиксированными в постановлении Правительства от 28 апреля 2015 г. N 415. Еще одним общим требованием при выполнении любых видов контрольно-надзорной деятельности становится выполнение правил безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции. Например, при организации выездных проверок, которые хотя и сведены к минимуму, но в отдельных ситуациях все-таки проводятся, инспекторы в обязательном порядке должны носить лицевые маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию с другими сотрудниками ведомства и работниками проверяемого предприятия.

Какие нужны документы при проверке ростехнадзором энергосбережения

Допуск энергоустановки (электроустановки) в эксплуатацию: как получить разрешение

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства энергетики РФ от 14 мая 2019 г. N 465 “Об утверждении Правил проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики”

Допуск энергоустановки (электроустановки) в эксплуатацию: как получить разрешение

Обзор документа

Приказ Министерства энергетики РФ от 14 мая 2019 г. N 465 “Об утверждении Правил проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики”

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 34, ст. 5483, N 51, ст. 8007) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 11, ст. 1562; 2018, N 34, ст. 5483) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

МинистрА.В. Новак

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2019 г.

Приложение
к приказу Минэнерго России
от 14.05.2019 г. N 465

Правила
проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики

I. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики (далее — Правила) устанавливают требования к организации, содержанию, объему работ при техническом освидетельствовании и порядок его проведения для оборудования, зданий и сооружений в части линий электропередачи (далее — объекты технического освидетельствования) объектов электроэнергетики (за исключением атомных электростанций) по истечении установленного нормативного срока службы (срока эксплуатации для зданий и сооружений) сверх определенного документацией организаций-изготовителей оборудования, либо проектной документацией (для зданий и сооружений).

Правила не распространяются на:

правоотношения по проведению освидетельствования зданий и сооружений, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477);

опасные производственные объекты, требования к которым определены в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860).

2. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие на праве собственности или ином законном основании входящими в состав энергосистемы объектами электроэнергетики (далее — владельцы объектов электроэнергетики) обязаны обеспечить проведение технического освидетельствования объектов технического освидетельствования, перечень которых указан в пункте 4 Правил, в соответствии с Правилами, если иное не предусмотрено требованиями документации организации-изготовителя оборудования, либо проектной документации.

В случае утраты документации организации-изготовителя оборудования, либо проектной документации владелец объекта электроэнергетики при проведении технического освидетельствования должен руководствоваться Правилами.

3. В Правилах используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также термины и определения, указанные в приложении N 1 к Правилам.

II. Объекты технического освидетельствования

4. Техническому освидетельствованию подлежат следующие объекты:

вращающиеся электрические машины классом напряжения 1 кВ и выше (генераторы, синхронные компенсаторы — совместно с системами возбуждения);

силовые трансформаторы (автотрансформаторы) классом напряжения 1 кВ и выше, шунтирующие реакторы (в том числе управляемые шунтирующие реакторы), линейные регулировочные трансформаторы, вольтодобавочные трансформаторы);

измерительные трансформаторы тока и напряжения классом напряжения 1 кВ и выше;

выключатели классом напряжения 1 кВ и выше, в том числе компактные ячейки заводской готовности;

линейные вводы классом напряжения 110 кВ и выше;

разъединители, отделители и короткозамыкатели классом напряжения 1 кВ и выше;

сборные и соединительные шины, шинные мосты, шинопроводы классом напряжения 1 кВ и выше;

токопроводы классом напряжения 1 кВ и выше (в том числе их контактные соединения, а также опорные и подвесные изоляторы, встроенные трансформаторы тока и напряжения);

конденсаторы (связи, для отбора мощности, для делителей напряжения) классом напряжения 1 кВ и выше;

трансформаторные подстанции (закрытые, модульные, блочные комплектные, распределительные пункты) классом напряжения 1 кВ и выше;

системы оперативного тока (аккумуляторные батареи, зарядные устройства, устройства стабилизации напряжения, щиты постоянного тока);

электролизные установки, за исключением указанных в абзаце четвертом пункта 1 Правил;

линии электропередачи классом напряжения выше 1 кВ;

частотно-регулируемые привода, системы плавного пуска классом напряжения 1 кВ и выше;

насосное оборудование с приводом от электродвигателя напряжением 1 кВ и выше;

теплообменники, за исключением указанных в абзаце четвертом пункта 1 Правил;

Читать статью  Муниципальная программа энергосбережения

объект, состоящий из двух или более единиц оборудования, перечисленных в настоящем пункте Правил, документация организации-изготовителя на который выполнена как на единое изделие.

5. Выполнение технического освидетельствования отдельных компонентов (узлов), входящих в состав перечисленных в пункте 4 Правил объектов технического освидетельствования, не требуется.

6. С целью обеспечения проведения технического освидетельствования владельцы объектов электроэнергетики должны выполнить следующие требования:

сформировать перечень объектов технического освидетельствования с возможностью его расширения для каждого объекта электроэнергетики, а также периодичность проведения их технического освидетельствования;

сформировать и утвердить годовые и перспективные графики технического освидетельствования на срок не менее пяти лет;

образовать комиссию по проведению технического освидетельствования (далее — комиссия);

определить критерии привлечения к работе комиссии представителей специализированных организаций и организаций-изготовителей оборудования;

определить сроки проведения первичного технического освидетельствования объектов технического освидетельствования при отсутствии в документации организации-изготовителя оборудования или проектной документации установленного срока службы (срока эксплуатации);

утвердить формы документов, подтверждающих проведение мероприятий, проводимых в рамках технического освидетельствования, и итоговых документов, формируемых по результатам работы комиссии;

разработать мероприятия, направленные на обеспечение продления срока эксплуатации объекта технического освидетельствования по результатам проведенного технического освидетельствования.

7. Владельцы объектов электроэнергетики при организации технического освидетельствования объекта технического освидетельствования, в отношении которого производится оценка его технического состояния в соответствии с методикой оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.07.2017 N 676 (зарегистрирован Минюстом России 05.10.2017, регистрационный N 48429) (далее — Методика), со значением его индекса технического состояния от «0» до «26» включительно, должны не позднее, чем за 10 рабочих дней до даты проведения технического освидетельствования направить в орган федерального государственного энергетического надзора либо его территориальный орган (далее — Ростехнадзор) уведомление о начале работы комиссии и возможности принятия участия в работе комиссии его представителей.

III. Цель, задачи и сроки проведения технического освидетельствования

8. В результате технического освидетельствования объекта технического освидетельствования комиссией устанавливается фактическое техническое состояние объекта технического освидетельствования и определяется возможность и условия его дальнейшей эксплуатации.

9. Техническое освидетельствование объекта технического освидетельствования проводится:

по истечении срока службы (срока эксплуатации), установленного организацией-изготовителем оборудования, либо проектной документацией при первичном техническом освидетельствовании, а в дальнейшем — не позднее срока, установленного при проведении последнего технического освидетельствования (периодическое техническое освидетельствование);

при снижении индекса технического состояния объекта технического освидетельствования, в отношении которого производится оценка его технического состояния в соответствии с Методикой, до значения «26» и ниже после истечения срока службы (срока эксплуатации), установленного документацией организации-изготовителя оборудования или проектной документацией (внеочередное техническое освидетельствование).

10. В случае отсутствия в документации организаций-изготовителей, проектной документации сведений об установленных сроках службы (сроках эксплуатации) объектов технического освидетельствования, владелец объекта электроэнергетики использует сроки службы (сроки эксплуатации), установленные национальными стандартами. При отсутствии в национальных стандартах установленного срока службы (срока эксплуатации) объекта технического освидетельствования, владелец объекта электроэнергетики использует сроки службы (сроки эксплуатации), установленные Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. II), ст. 52; 2018, N 19, ст. 2749).

11. Установление сроков следующего технического освидетельствования объекта технического освидетельствования, в отношении которого производится оценка его технического состояния в соответствии с Методикой, проводится комиссией с учетом уточненных данных по его индексу технического состояния, полученных в соответствии с Методикой на основании работ, проводимых в рамках технического освидетельствования, определенных пунктом 12 Правил.

При индексе технического состояния ресурсоопределяющего функционального узла объекта технического освидетельствования «25» и ниже, рассчитанного в соответствии с Методикой и представленного в приложении N 2 к Правилам, комиссия принимает решение о невозможности продления срока эксплуатации до выполнения мероприятий по замене данных узлов владельцем объекта электроэнергетики.

IV. Работы, проводимые в рамках технического освидетельствования

12. Работы, проводимые в рамках технического освидетельствования, должны определяться комиссией с учетом требований к эксплуатации объекта технического освидетельствования, установленных технической документацией организаций-изготовителей и (или) проектной документацией и (или) требованиями Правил.

Минимальные работы по техническому освидетельствованию должны включать в себя:

выборочный наружный и внутренний осмотр (по решению председателя комиссии с учетом конструктивных особенностей оборудования);

анализ эксплуатационной документации;

анализ результатов обследований, протоколов испытаний (измерений) объектов технического освидетельствования и динамики изменения их параметров технического состояния в течение последних не менее двух испытаний (измерений), проведенных в том числе специализированными организациями;

проверку фактических (рабочих) технических характеристик и конструктивных параметров на соответствие требованиям эксплуатационной документации, проектным схемам, в том числе при работе оборудования в различных эксплуатационных режимах;

проверку выполнения мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту (в том числе неплановому);

проверку выполнения предписаний Ростехнадзора;

анализ причин повреждения объекта технического освидетельствования в период эксплуатации и его отдельных деталей (узлов, компонентов);

проверку выполнения мероприятий, необходимость выполнения которых определена по результатам предыдущего технического освидетельствования;

проведение испытаний оборудования (по решению председателя комиссии);

анализ результатов расчетов индексов технического состояния функциональных узлов, определенных в соответствии с Методикой;

оценку остаточного ресурса металла оборудования, работающего в условиях ползучести или циклического нагружения с учетом результатов последнего контроля состояния металла.

13. В случае ведения технической документации в электронном виде обработка материалов допускается на цифровом носителе или средствах визуализации информации.

14. По решению владельца объекта электроэнергетики при выполнении технического освидетельствования электротехнического оборудования допускается подвергать выборочной проверке группы однотипного вспомогательного оборудования, имеющего одинаковые схемные особенности, режимы работы и условия эксплуатации, в объеме не менее 20% однотипного оборудования в составе группы однотипного оборудования.

V. Анализ и оформление результатов технического освидетельствования

15. По результатам всех мероприятий, входящих в техническое освидетельствование, комиссией должен производиться анализ полученной информации (далее — анализ).

По результатам анализа комиссия должна определить:

фактическое техническое состояние объекта технического освидетельствования;

возможность и условия дальнейшей эксплуатации объекта технического освидетельствования;

степень соответствия технических параметров объекта технического освидетельствования требованиям документации организаций-изготовителей оборудования и (или) проектной документации;

комплекс мер, необходимых для сохранения и поддержания работоспособного состояния объекта технического освидетельствования в границах продленного срока эксплуатации в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей и (или) проектной документации.

16. Результаты технического освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования, в котором должно указываться решение комиссии о возможности дальнейшей эксплуатации объекта технического освидетельствования, необходимости проведения соответствующих технических мероприятий, а также сроке проведения следующего технического освидетельствования. Рекомендуемый образец акта технического освидетельствования приведен в приложении N 3 к Правилам. Акт технического освидетельствования подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

К акту технического освидетельствования прилагается отчетный документ о проведении мероприятий по техническому освидетельствованию и план технических мероприятий по обеспечению дальнейшей безопасной эксплуатации объекта технического освидетельствования.

17. Результаты технического освидетельствования должны быть внесены в технический паспорт объекта (при его наличии) технического освидетельствования и храниться до момента его вывода из эксплуатации с целью ликвидации.

Приложение N 1
к Правилам проведения технического
освидетельствования оборудования,
зданий и сооружений объектов
электроэнергетики

Термины и определения, используемые в Правилах проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики

Первичное техническое освидетельствование — техническое освидетельствование, проводимое по истечении срока службы (срока эксплуатации) объекта технического освидетельствования;

ресурсоопределяющий функциональный узел — составная часть основного технологического оборудования, содержащая отдельные конструктивные элементы и детали, которая может выполнять свою функцию только совместно с другими частями единицы оборудования и при дефектах которой (дефектах отдельных конструктивных элементов и деталей) оборудование переходит в неработоспособное состояние.

специализированная организация — организация, аккредитованная в области электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

срок службы — календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта технического освидетельствования должна быть прекращена или продлена в зависимости от его технического состояния;

эксплуатационная документация — производственные инструкции, разработанные на основании технической документации (руководств, инструкций) организаций-изготовителей на установленное на объекте электроэнергетики энергетическое оборудование, и проектной документации на здания и сооружения.

Приложение N 2
к Правилам проведения технического
освидетельствования оборудования,
зданий и сооружений объектов
электроэнергетики

Ресурсоопределяющие функциональные узлы единиц основного технологического оборудования

Класс оборудованияФункциональные узлы
ГидрогенераторСталь ротора
Сталь статора
ТурбогенераторСталь ротора
Сталь статора
Паровая турбинаКорпус цилиндра
Ротор турбины
Гидравлическая турбинаРабочее колесо
Проточная часть
Трансформатор (автотрансформатор) силовой классом напряжения 35 кВ и вышеОбмотки трансформатора
Магнитопровод
Реактор шунтирующийОбмотка реактора
Магнитопровод

Приложение N 3
к Правилам проведения технического
освидетельствования оборудования,
зданий и сооружений объектов
электроэнергетики

(наименование владельца объекта электроэнергетики)

«___» ___________ 20__ г.

(наименование объекта технического освидетельствования)

1. Комиссия в составе:

Члены комиссии: ____________________________________________________

действовала с «___» ____________ 20__ г. по «___» ____________ 20__ г. на

основании (основание для выполнения технического освидетельствования —

номер распорядительного документа) и выполнила техническое

(наименование объекта технического освидетельствования)

2. Комиссией рассмотрены следующие материалы:

2.1. Схемы: _______________________________________________________;

2.2. Проект: ______________________________________________________;

2.3. Инструкции: __________________________________________________;

2.4. Другое: ______________________________________________________.

3. Комиссией установлено следующее:

3.1. Индекс технического состояния объекта технического

освидетельствования (техническое состояние для оборудования, к которому

не применим расчет индекса технического состояния);

3.2. Объект технического освидетельствования отвечает требованиям

эксплуатационной документации, не имеет дефектов, препятствующих

дальнейшей работе, и может эксплуатироваться без ограничений и

дополнительных технических мероприятий до следующего технического

освидетельствования / имеет дефекты, но допускается к работе при

проведении соответствующих технических мероприятий (указываются сроки и

мероприятия) / имеет значительные дефекты, его эксплуатация сопряжена с

высокой вероятностью технологических нарушений и должна быть прекращена

(указываются срок вывода из эксплуатации и обоснование).

4. Очередное техническое освидетельствование объекта технического

освидетельствования необходимо провести не позднее «___» ____________

Члены комиссии: ____________________________________________________

Обзор документа

Установлен порядок технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений ЛЭП объектов электроэнергетики (кроме АЭС).

По общему правилу освидетельствование проводится по истечении нормативного срока службы (для зданий и сооружений — срока эксплуатации). Приведен список объектов освидетельствования. Конкретные позиции и периодичность освидетельствования определяются для каждого объекта электроэнергетики владельцами.

Также владельцы должны утвердить годовые и перспективные графики освидетельствования на срок не менее 5 лет, образовать комиссию по освидетельствованию, утвердить формы документов, подтверждающих проведение мероприятий в рамках освидетельствования, и итоговых документов, формируемых по результатам работы комиссии.

Для основного технологического оборудования и ЛЭП электрических станций и сетей со значением индекса технического состояния от 0 до 26 в состав комиссии включаются представители Ростехнадзора.

Приведен образец акта освидетельствования.

Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник https://www.energo-konsultant.ru/sovets/elektrosnabgenie/yuridicheskim_licam/prochie_voprosi_energosnabgeniya/dopusk_energoustanovki_v_ekspluataciyu_novye_pravila_polucheniya_razresheniya/

Источник https://www.centrattek.ru/info/proverki-rostekhnadzora-v-2020-godu-v-usloviyah-koronavirusa-grafik/

Источник https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72198446/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: