Какого цвета трубы для пожаротушения
В какие цвета необходимо покрасить внутренний противопожарный водопровод?
Разные источники трактуют это по разному.
Действующие нормы строительного проектирования и требования пожарной безопасности не регламентируют цвет и колориметрию элементов противопожарного водопровода.
1. Согласно п.5.1.3, не допускается использовать красный сигнальный цвет:
— для обозначения стационарно устанавливаемых средств противопожарной защиты (их элементов), не требующих оперативного опознания (пожарные извещатели, пожарные трубопроводы, оросители установок пожаротушения и т.п.)
2. В соответствии с 5.7.22 СП 5.13130.2009 водозаполненные трубопроводы спринклерной, дренчерной и спринклерно-дренчерной АУП, а также водозаполненные трубопроводы пожарных кранов — зеленый цвет или цифра «1»;
Сигнальная окраска на участках соединения трубопроводов с запорными и регулирующими устройствами, агрегатами и оборудованием — красный цвет.
Примечание — По требованию заказчика допускается изменение окраски трубопроводов в соответствии с интерьером помещений.
3. Согласно п.5, противопожарные трубопроводы, независимо от их содержимого (вода, пена, пар для тушения пожара и др.), спринклерные и дренчерные системы на участках запорно-регулирующей арматуры и в местах присоединения шлангов и др. устройств для тушения пожара должны окрашиваться в красный цвет (сигнальный).
При необходимости указания содержимого противопожарных трубопроводов допускается дополнительное обозначение их посредством маркировочных щитков, окрашиваемых в соответствующие отличительные цвета.
Какого цвета трубы для пожаротушения
Речь идет о системах дренчерных автоматических установок водяного ПТ кабельных помещений, трансформаторов, маслонаполненного оборудования, и системе внутренних пожарных кранов электрической подстанции 330/110В.
Каким цветом следует выполнять сигнальную окраску трубопроводов систем пожаротушения промышленных объектов, согласно СП 5.13130 и СП 10.13330 (ссылки на ГОСТ 14202 и ГОСТ 12.4.026)?
Можно ли пункт 5 ГОСТ 14202 отнести ко всей системе трубопроводов противопожарного водопровода и выполнить окраску в красный цвет арматуры и трубы в полном объеме с дополнительным буквенным обозначением участков?
Или основным является запрет на использование красного цвета для труб систем противопожарного водопровода, согласно пункту 5.1 ГОСТ 12.4.026-2015?
Рекомендуем рассматривать указанный вопрос с точки зрения нового СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (введён в действие с 1 марта 2021 года взамен СП 5.13130.2009 в части требований к установкам пожаротушения автоматическим), который содержит отдельный подраздел 6.7.4 «Окраска трубопроводов».
В соответствии с пунктом 6.7.4.2 СП 485.1311500.2020 опознавательная окраска или цифровое обозначение металлических трубопроводов должны соответствовать ГОСТ 12.4.026-2015 и ГОСТ 14202-69:
- для водозаполненных трубопроводов спринклерной, дренчерной и спринклерно-дренчерной АУП и АУП-ТРВ, а также водозаполненных трубопроводов пожарных кранов — зеленый цвет или цифра «1»;
- для воздушных трубопроводов воздушной спринклерной установки и спринклерно-дренчерной АУП-СВозД — синий цвет или цифра «3»;
- для незаполненных трубопроводов дренчерной АУП и «сухотрубов» — голубой цвет или буквенно-цифровой код «3с»;
- для трубопроводов, по которым подается только пенообразователь — коричневый цвет или цифра «9»;
- для трубопроводов, по которым подается раствор пенообразователя — на зеленом фоне кольца коричневого цвета (расстояние между кольцами от 1 до 3 м включительно, ширина кольца от 50 до 100 мм включительно или буквенно-цифровой код «9к».
Пункт 6.7.4.7 СП 485.1311500.2020 уточняет, что сигнальная окраска на участках соединения металлических трубопроводов с запорными и регулирующими устройствами, агрегатами или оборудованием — красный цвет по ГОСТ 14202-69. Длина окрашиваемого участка трубопровода (вместе с фланцем при его наличии) должна быть в пределах от 50 до 200 мм.
Таким образом, водопровод дренчерной установки пожаротушения должен быть окрашен в цвет, установленный п.6.7.4.2 СП 485.1311500.2020 (в зависимости от вида дренчерной установки), а сигнальную окраску на участке регулирующих устройств (арматуры) – в красный цвет по пункту 6.7.4.7 СП 485.1311500.2020.
Аналогичным образом оговаривается и окраска трубопровода системы внутреннего противопожарного водопровода в новом СП 10.13130.2020 (введён в действие с 27 января 2021 года взамен СП 10.13130.2009), который содержит подраздел 14.4 «Окраска трубопроводов». В соответствии с пунктом 14.4.6 СП 10.13130.2020 сигнальная окраска на участках соединения металлических трубопроводов с запорными и регулирующими устройствами, агрегатами или оборудованием — красный цвет по ГОСТ 14202. Длина окрашиваемого участка трубопровода (вместе с фланцем при его наличии) должна быть в пределах от 50 до 200 мм.
Системы Безопасности
Блог Эдуарда Валитова
Сегодня-это завтра о котром мы позаботились вчера
Окраска трубопроводов пожаротушения
Здравствуйте, дорогие читатели!
На этой странице поговорим о том, как и по каким нормативам выполняется окраска трубопроводов пожаротушения.
Для чего и в какие цвета мы красим пожарный трубопровод?
Дадим ответы не только на этот вопрос, а именно:
- какие вещества поступают по трубопроводу;
- в каких тонах окрашиваются трубы пожаротушения;
- по каким нормативам выбирается цвет изделия;
- почему трубопровод маркируется дополнительными символами.
Окраска трубопроводов пожаротушения
Давайте посмотрим, как правильно окрашивать металлический пожарный трубопровод?
окраска трубопроводов пожаротушения должна производиться строго по ГОСТу 14202-69.
Этот стандарт сразу сообщает нам, что определяет, опознавательные значки, цвета, окраску щитков.
Также он регламентирует, как красить изделия для промышленных предприятий.
В пункте 2 видим, что по трубам может транспортироваться десять основных видов материала.
- Воздух.
- Негорючие газы.
- Пар.
- Негорючие жидкости.
- Горючие газы.
- Щелочи.
- Вода.
- Горючие жидкости.
- Кислоты.
- Другие вещества.
Из 6-го пункта узнаем, что опознавательная окраска труб производится сплошь по всей поверхности или же отдельными зонами.
Окраска газопроводов выполняется по другому правилу: труба с газом всегда красится в желтый цветовой тон.
Обязательно указываем стрелочкой движение газовой массы и наименование вещества.
Также наносятся информативные кольца – красные или желтые.
Если же газ ядовитый или легковоспламеняемый, либо это окислитель, то патрубок дополнительно маркируем знаком опасности.
Во что их красим?
Для укрупненных трубопроводных групп существует опознавательный окрас, а также цифровые метки.
Цветовое обозначение трубопроводов согласно Таблице 1 из упомянутого выше ГОСТа выглядит так.
Согласно п. 5, во всех случаях цвета трубопроводов противопожарной защиты, а также спринклеры, дренчеры,
прочие средства для тушения огня на участках стыковки шлангов и в местах запорной арматуры необходимо окрашивать только в КРАСНЫЙ цвет.
И здесь многие спотыкаются и красят все изделие красным. Это неверный подход.
Окраска пожарных трубопроводов в красный оттенок выполняется лишь в зонах запоров и стыковых соединений.
На других участках ориентируемся на нормативные значения – цвет трубопроводов по ГОСТу указан списком выше.
Регламент и нормативы
Разберем теперь правила, регулирующие цвета и способы покраски пожарных труб, в частности на ГОСТ 12.4.026.
По этому ГОСТ покраска оборудования не допускает красного цвета.
Но здесь Вы, дорогой читатель, должны ориентироваться и на другую нормативную документацию. Приводим ее ниже.
ГОСТ Р 12.4.026
- Нельзя применять красный цветовой оттенок для средств пожаротушения, которые не требуют опознания (водопроводы, оросители, извещатели и т.д.).
СП 5.13130.2009
- Цветовая маркировка трубопроводов и опознавательная краска должны быть выполнены по ГОСТам 14202 и Р 12.4.026.
- Трубы АУП имеют буквенно-цифровую либо цифровую маркировку согласно их гидравлической схеме.
- Щитки с указанием движения огнетушащего вещества всегда красные.
ВСН 25-09.67-85
- Не допускается покраска оповещателей, саморазрушающихся замков, выпускных насадок.
- Окраска технологических трубопроводов и прочей арматуры на объектах, где нет специальных эстетических требований, выполняется по ГОСТам 14202-69 и 12.4.026-76.
- Там, где имеются специальные требования к оформлению арматуры и патрубков, они красятся в соответствии с предъявляемыми требованиями. По ГОСТ 9.032-74 класс покрытия таких установок – не ниже VI.
Щитки и цветные кольца
Есть ли какие-то правила для предупреждающих знаков? Конечно.
Стандартом определяются нормативные цветовые тоны, обозначающие опасность вещества по воздействию на организм человека.
По ГОСТ окраска трубопроводов подразумевает кроме сплошного цвета еще и специальные значки.
Для этого на патрубок дополнительно наносят маркировку цветными кольцами.
Покажем ниже перечень опасных материалов по цветам этих колец.
- Зеленый – нейтральность, безвредность.
- Желтый – вред для здоровья (удушье, токсичность, ожоги и т.п.).
- Красный – взрывоопасность, быстровоспламеняемость.
И сколько таких колец нам нужно нанести?
Количество ограничено от одного до 3-х, по классу опасности.
Чем опаснее содержащийся материал, тем больше наносится на трубу колец.
Если вещество предполагает несколько факторов опасности, можно смело наносить на трубу несколько разных цветных колец.
А еще, в особых случаях, патрубок окрашивается специальными маркировочными щитками и предупреждающими треугольниками. Маркировка на них должна быть четырех видов:
- 1 – движение потока в левом/правом направлениях;
- 2 – поток движется влево;
- 3 – движение потока вправо;
- 4 – указывается место забора поступающего вещества.
Цветовой оттенок подписей поверх опознавательного окраса бывает двух видов (зависит от цвета фона):
А можно ли не ломать голову с окраской трубопроводов и купить готовые сигнальные значки? Можно.
Сейчас в магазинах продаются готовые наклейки на противопожарные изделия.
Они также различаются по цветовым тонам и имеют надписи, обозначающие тип вещества – газ, аммиак, вода и т.п.
Цвет трубы в котельной
А существуют ли какие-то нормы для покраски труб в котельной станции?
Поговорим о том, как выполняется окраска трубопроводов котельной.
Как мы поняли, по ГОСТ 14202, обозначение патрубка зависит от содержащегося в нем вещества, а не от объекта эксплуатации.
А вот в котельной станции водопроводы маркируются почти всегда тремя знаками – пар, газ или вода (красный, желтый и зеленый цвет, соответственно).
Они всех чаще используются в качестве средства огнетушения.
То есть, цветовая маркировка трубопроводов в котельной такая же, как в приведенной выше таблице ГОСТа.
Обязательно приклеивайте на патрубок самоклеящиеся маркеры – указатели движения вещества. Можно использовать маркировочные щитки. Их места расположения прописаны в ГОСТах.
Внимание! Цвет наклейки всегда совпадает с цветовым оттенком опознавательной окраски.
Не менее важно различать обратный и подающий водопроводы.
Но, если следовать ГОСТу 14202, цвет трубопроводов в насосной станции ПТ – одинаковый, независимо от забора или отдачи вещества.
Чтобы отличить подающий от обратного, применяйте маркеры с указанием направления движения и дополнительной надписью. Например, «ОГНЕТУШИТЕЛЬ ПОДАЧА».
Это же правило действует для насосной станции, центральных и индивидуальных тепловых пунктов.
Итог такой: нам без разницы, горячая или холодная вода течет по трубам. Подающий и обратный водопровод с водой всегда красим зеленым.
Окраска трубопроводов отопления выполняется также разными цветами в зависимости от типа отопительного компонента.
А если изделие из пластика?
Да. Пластиковые, как и металлические, трубы тоже поддаются окраске.
Но их красим строго поверх грунтовки. Сначала идет слой грунта, а затем наносится краска.
А до грунтования неплохо будет нанести еще и лакокрасочный слой.
Условия для окрашивания пластика: температура +18 С и влажность не выше 18 %.
По цветовой маркировке мы ориентируемся на все тот же ГОСТ на окраску труб 14202-69.
Итак, мы решили покрасить пластиковую трубу по всем нормативам.
Но сначала посмотрим на тип пластика. Если это полиэтилен или полипропилен, то здесь нам может подойти краска по металлу.
А вот если это пластик на основе ПВХ или АБС, то покрасить такой патрубок вполне возможно.
Только не забудьте предварительно покрыть его адгезионной грунтовкой.
Пластиковую трубу отопления или горячей воды следует красить теплостойкой эмалью.
Приведем здесь расшифровку маркировки изделий из полипропилена.
- Название производителя.
- Тип материала: PPB, PPR, РРН.
- Рабочее давление: PN и цифры 20, 16, 10 или 25.
- Диаметр трубы и толщина стенки (мм).
- Отечественный производитель может наносить класс эксплуатации по ГОСТ.
- Максимальное давление.
Также дополнительно обозначаются такие показатели.
- Нормативные документы, прочие регламенты, по которым выполнялось изделие.
- Технология изготовления трубы.
- Знак качества.
- 15 цифр с информацией о дате выпуска, номера партии и пр.
Важно! При выборе краски для пластикового водопровода обращайте особое внимание на отсутствие в ее составе любых органических растворителей.
Почему же, например, пластиковые канализационные трубы имеют разный цветовой тон? Все просто.
Окраска трубопроводов из полипропилена по ГОСТ зависит от назначения патрубка.
Так, если это уличная канализация, то труба – оранжевая.
Для канализации внутри дома используется серый цвет.
Трубы отопления, прокладываемые под землей, обычно черные.
Это самый прочный вид пластика.
То есть, цвет характеризует прочность полипропилена.
Для каждого вида пластика применяется свой цветовой оттенок.
Что запомнить
Отметим, дорогой читатель, главные правила, которые обязательны к соблюдению при покраске пожарного трубопровода.
- Все конструктивные элементы систем пожаротушения всегда имеют красный оттенок.
- Цветовой тон пожарной трубы зависит от типа вещества.
- При выполнении покраски пользуйтесь ГОСТ Р 12.4.026, СП 5.13130.2009, ВСН 25-09.67-85.
- Зависимо от класса вредности содержащегося вещества парубок маркируется цветными кольцами и предупредительными значками.
- Пластиковые изделия также окрашиваются по ГОСТ 14202-69.
На этом прощаемся с Вами, уважаемые читатели. Воспользуйтесь приведенными выше рекомендациями, чтобы не попасть под прицел пожарных инспекторов.
ЗАЩИТА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ ИЗОЛЯЦИОННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ
На этой странице поговорим о том, как и по каким нормативам выполняется окраска трубопроводов пожаротушения.
Для чего и в какие цвета мы красим пожарный трубопровод?
Дадим ответы не только на этот вопрос, а именно:
- какие вещества поступают по трубопроводу;
- в каких тонах окрашиваются трубы пожаротушения;
- по каким нормативам выбирается цвет изделия;
- почему трубопровод маркируется дополнительными символами.
Окраска трубопроводов пожаротушения
Давайте посмотрим, как правильно окрашивать металлический пожарный трубопровод?
Первое, что нужно знать: окраска трубопроводов пожаротушения должна производиться строго по ГОСТу 14202-69.
Этот стандарт сразу сообщает нам, что определяет, опознавательные значки, цвета, окраску щитков.
Также он регламентирует, как красить изделия для промышленных предприятий.
В пункте 2 видим, что по трубам может транспортироваться десять основных видов материала.
- Воздух.
- Негорючие газы.
- Пар.
- Негорючие жидкости.
- Горючие газы.
- Щелочи.
- Вода.
- Горючие жидкости.
- Кислоты.
- Другие вещества.
Из 6-го пункта узнаем, что опознавательная окраска труб производится сплошь по всей поверхности или же отдельными зонами.
Окраска газопроводов выполняется по другому правилу: труба с газом всегда красится в желтый цветовой тон.
Обязательно указываем стрелочкой движение газовой массы и наименование вещества.
Также наносятся информативные кольца – красные или желтые.
Если же газ ядовитый или легковоспламеняемый, либо это окислитель, то патрубок дополнительно маркируем знаком опасности.
Во что их красим?
Для укрупненных трубопроводных групп существует опознавательный окрас, а также цифровые метки.
Цветовое обозначение трубопроводов согласно Таблице 1 из упомянутого выше ГОСТа выглядит так.
Согласно п. 5, во всех случаях цвета трубопроводов противопожарной защиты, а также спринклеры, дренчеры,
прочие средства для тушения огня на участках стыковки шлангов и в местах запорной арматуры необходимо окрашивать только в КРАСНЫЙ цвет.
И здесь многие спотыкаются и красят все изделие красным. Это неверный подход.
Окраска пожарных трубопроводов в красный оттенок выполняется лишь в зонах запоров и стыковых соединений.
На других участках ориентируемся на нормативные значения – цвет трубопроводов по ГОСТу указан списком выше.
Как красить трубы в соответствии с ГОСТ14202-69
Сразу необходимо сказать, что данный документ выдвигает к опознавательной окраске пожарных трубопроводов особое требование. Обусловлено это тем, что для тушения пожаров могут применяться вещества в различных агрегатных состояниях. То есть не только вода, но и пар, пена, а также другие субстанции. Формулируется вышеуказанное требование так: при любом содержимом пожарные трубопроводы окрашиваются в красный цвет.
В общем случае, опознавательная окраска инженерных коммуникаций в зависимости от вида транспортируемого вещества указана в ниже размещённой таблице.
Цвет опознавательной окраски | Транспортируемое вещество |
Зелёный | Вода |
Красный | Пар |
Синий | Воздух |
Жёлтый | Газы горючие и негорючие |
Оранжевый | Кислоты |
Фиолетовый | Щелочи |
Коричневый | Жидкости горючие и негорючие |
Серый | Прочие вещества |
Часто опознавательную окраску совмещают с защитной – на трубопровод наносят покрытие цвета, характеризующего транспортируемую среду. Вместе с тем, такой подход реализовать иногда невозможно. Например, опознавательная покраска труб отопления, прокладываемых в подвале частного дома, не имеет смысла, поскольку они покрываются слоем теплоизоляции.
Окраска труб в разные цвета имеет смысл только в том случае, если магистраль не требует теплоизоляции
К таким случаям также относят:
- когда конкретные условия требуют, чтобы цвет защитного покрытия отличался от необходимого по ГОСТ14202-69;
- на трубопровод уже нанесено заводское защитное покрытие;
- трубопровод изготовлен из цветного металла. Тогда окраска его не требуется.
В этих случаях ГОСТ14202-69 позволяет осуществлять опознавательною окраску участками трубопровода, а не по все его длине. Для веток инженерных коммуникаций диаметром до 300 миллиметров (включая тепловую изоляцию) ширина цветных участков должна быть равной либо превышать 4 диаметра, а для трубопроводов с сечением, большим 300 миллиметров — не меньше удвоенного значения данного показателя. Полосы наносятся с интервалом не более 60 м на магистральных наружных трубопроводах, а в помещениях и наружных установках – не более 10м.
Регламент и нормативы
Разберем теперь правила, регулирующие цвета и способы покраски пожарных труб, в частности на ГОСТ 12.4.026.
По этому ГОСТ покраска оборудования не допускает красного цвета.
Но здесь Вы, дорогой читатель, должны ориентироваться и на другую нормативную документацию. Приводим ее ниже.
ГОСТ Р 12.4.026
- Нельзя применять красный цветовой оттенок для средств пожаротушения, которые не требуют опознания (водопроводы, оросители, извещатели и т.д.).
СП 5.13130.2009
- Цветовая маркировка трубопроводов и опознавательная краска должны быть выполнены по ГОСТам 14202 и Р 12.4.026.
- Трубы АУП имеют буквенно-цифровую либо цифровую маркировку согласно их гидравлической схеме.
- Щитки с указанием движения огнетушащего вещества всегда красные.
ВСН 25-09.67-85
- Не допускается покраска оповещателей, саморазрушающихся замков, выпускных насадок.
- Окраска технологических трубопроводов и прочей арматуры на объектах, где нет специальных эстетических требований, выполняется по ГОСТам 14202-69 и 12.4.026-76.
- Там, где имеются специальные требования к оформлению арматуры и патрубков, они красятся в соответствии с предъявляемыми требованиями. По ГОСТ 9.032-74 класс покрытия таких установок – не ниже VI.
Щитки и цветные кольца
Есть ли какие-то правила для предупреждающих знаков? Конечно.
Стандартом определяются нормативные цветовые тоны, обозначающие опасность вещества по воздействию на организм человека.
По ГОСТ окраска трубопроводов подразумевает кроме сплошного цвета еще и специальные значки.
Для этого на патрубок дополнительно наносят маркировку цветными кольцами.
Покажем ниже перечень опасных материалов по цветам этих колец.
- Зеленый – нейтральность, безвредность.
- Желтый – вред для здоровья (удушье, токсичность, ожоги и т.п.).
- Красный – взрывоопасность, быстровоспламеняемость.
И сколько таких колец нам нужно нанести?
Количество ограничено от одного до 3-х, по классу опасности.
Чем опаснее содержащийся материал, тем больше наносится на трубу колец.
Если вещество предполагает несколько факторов опасности, можно смело наносить на трубу несколько разных цветных колец.
А еще, в особых случаях, патрубок окрашивается специальными маркировочными щитками и предупреждающими треугольниками. Маркировка на них должна быть четырех видов:
- 1 – движение потока в левом/правом направлениях;
- 2 – поток движется влево;
- 3 – движение потока вправо;
- 4 – указывается место забора поступающего вещества.
Цветовой оттенок подписей поверх опознавательного окраса бывает двух видов (зависит от цвета фона):
А можно ли не ломать голову с окраской трубопроводов и купить готовые сигнальные значки? Можно.
Сейчас в магазинах продаются готовые наклейки на противопожарные изделия.
Они также различаются по цветовым тонам и имеют надписи, обозначающие тип вещества – газ, аммиак, вода и т.п.
СНиП III-42-80 : Защита магистральных трубопроводов от коррозии изоляционными покрытиями
Общие положения Подготовительные работы Земляные работы Сборка, сварка и контроль качества сварных соединений трубопроводов Транспортировка труб и трубных секций
6.1. Противокоррозионную защиту магистральных трубопроводов изоляционными покрытиями при любом способе прокладки (подземном, наземном, надземном, подводном) необходимо выполнять согласно требованиям проекта, стандартов, ТУ на изоляционные и оберточные материалы, СНиП 2.05.06-85* и настоящего раздела.
6.2. При применении неизолированных труб работы в трассовых условиях по очистке, огрунтовке и нанесению на трубопровод изоляционных покрытий и защитных оберток должны выполняться, как правило, механизированным способом в соответствии с требованиями настоящего раздела и технологических инструкций.
6.3. Защитные свойства изоляционных покрытий стыковых соединений (при применении труб с заводской изоляцией), отремонтированных участков (поврежденных изоляционных покрытий), а также покрытий мест присоединения к трубопроводу запорной арматуры, фитингов, проводов и кабелей средств электрохимической защиты должны соответствовать защитным свойствам покрытия трубопровода.
6.4. Изолируемые трубопроводы перед нанесением грунтовочного слоя или изоляционного покрытия следует очистить от ржавчины, земли, пыли, снега, наледи, копоти, масла, поддающейся механической очистке окалины и других загрязнений, а при необходимости высушить и подогреть.
Очищенная поверхность трубопровода под полимерные липкие ленты или битумные покрытия должна соответствовать утвержденному Миннефтегазстроем и согласованному с заказчиками эталону, а под лакокрасочные покрытия — требованиям действующих ГОСТов.
6.5. Очищенная сухая поверхность трубопровода сразу же должна быть покрыта ровным слоем грунтовки без пропусков, подтеков, сгустков и пузырей.
6.6. Грунтовки под изоляционные покрытия из полимерных липких лент или битумных мастик, а также под лакокрасочные покрытия должны применяться в соответствии с проектом и ТУ на эти материалы.
6.7. Изоляционные покрытия из полимерных липких лент или битумных мастик следует наносить на трубопровод в трассовых условиях, как правило, при совмещенном методе изоляционно-укладочных работ.
Нанесение изоляционных покрытий на влажную или запыленную поверхность огрунтованного трубопровода, а также производство очистных работ во время снегопада, дождя, тумана, сильного ветра, пылевой бури не допускаются.
6.8. Температурные пределы нанесения грунтовок и покрытий из полимерных лент, а также требования к нагреву изолируемого трубопровода и ленты при нанесении должны соответствовать требованиям технических условий на данный вид ленты.
6.9. Битумные мастики следует наносить на трубопровод с учетом температуры воздуха в соответствии с табл. 11
Температураразмягчения битумной мастики, °С | Температура воздухапри нанесении битумной мастики, °С (включительно) |
65 | |
75 | От +15 до —15 |
90 | От +35 до —10 |
100 |
6.10. В случае применения битумных мастик при более низкой, чем указано в табл. 11 (настоящего раздела), температуре (но не ниже минус 30° С), изоляционно-укладочные работы следует производить только по совмещенному методу, подогревая трубопровод до положительных температур, но не выше температур, указанных в этой таблице для применяемой мастики, и предохраняя его от охлаждения путем немедленной засыпки грунтом после укладки на дно траншеи.
6.11. Битумные мастики следует изготовлять в заводских условиях; в трассовых условиях их разогревают и котлах до температуры не выше плюс 200°С, постоянно перемешивая.
6.12. Изготовление битумных мастик в полевых условиях допускается, в виде исключения, в битумоплавильных установках или передвижных котлах, оборудованных устройствами для механического перемешивания.
Состав битумных мастик и область их применения должны соответствовать ГОСТам на эти мастики и требованиям СНиП 2.05.06-85*..
6.13. Доставку разогретой битумной мастики к месту производства изоляционных работ следует осуществлять битумовозами, оборудованными подогревательными устройствами. Не допускается хранение битумной мастики в разогретом виде с температурой плюс 190—200°С более одного часа и с температурой плюс 160—180°С более трех часов.
6.14. В случае образования на поверхности трубопровода влаги (в виде росы или инея) грунтовку и изоляционные покрытия следует наносить только после предварительной просушки трубопровода сушильными устройствами, исключающими возможность образования копоти и других загрязнений на трубопроводе.
6.15. Армирующие и оберточные рулонные материалы наносят одновременно с изоляцией путем намотки по спирали (той же изоляционной машиной) с нахлестом витков не менее 3 см без гофр, морщин и складок.
Нахлест концов обертки должен быть 10—15 см.
6.16. Нахлест смежных витков полимерной ленты при однослойной намотке должен быть не менее 3 см. Для получения двухслойного покрытия наносимый виток должен перекрывать уложенный на 50 % его ширины плюс 3 см.
6.17. Крановые узлы, отводы, тройники, катодные выводы, задвижки и т.п. следует изолировать покрытиями, установленными проектом:
на подземной части и не менее 15 см над землей— битумными мастиками или полимерными липкими лентами;
на надземной части — покрытиями, применяемыми для защиты трубопровода от атмосферной коррозии.
6.18. При защите надземных трубопроводов от атмосферной коррозии жировые смазки следует наносить при температуре не выше 40°С для ВНИИСТ-2 и 60°С для ВНИИСТ-4. Перед нанесением покрытия в смазку следует добавлять 15—20% (по массе смазки) алюминиевой пудры. Толщина покрытия поверхности трубы жировой смазкой должна быть в пределах 0,2—0,5 мм. Слой смазки наносят, как правило, при помощи машин и приспособлений.
6.19. Цинковые и алюминиевые покрытия (металлизация) наносят на трубы в стационарных условиях, в трассовых условиях покрывают стыковые соединения труб и места повреждений изоляции.
6.20. Лакокрасочные покрытия на трубопроводы следует наносить при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С.
Очищенную поверхность перед окраской необходимо обезжиривать бензином, ацетоном или уайт-спиритом.
6.21. Лакокрасочные покрытия следует наносить не менее чем в 2 слоя в соответствии с проектом по грунтовке, нанесенной в 2—3 слоя. Каждый последующий слой грунтовки, краски, эмали, лака необходимо наносить после просушки предыдущего слоя.
6.22. Защиту от коррозии опорных и других металлоконструкций надземных трубопроводов необходимо выполнять в соответствии со СНиП 3.04.03-85.
.23. Качество изоляционных покрытий магистральных трубопроводов должен проверять подрядчик в присутствии представителя технадзора заказчика по мере их нанесения, перед укладкой и после укладки трубопровода в траншею в соответствии с табл. 12.
6.24. Выявленные дефекты в изоляционном покрытии, а также повреждения изоляции, произведенные во время проверки ее качества, должны быть исправлены.
Укладка трубопровода в траншею Строительство переходов трубопроводов через естественные и искусственные препятствия Прокладка трубопроводов в особых природных условиях Электрохимическая защита трубопроводов от подземной коррозии Очистка полости и испытание трубопроводов Линии технологической связи магистральных трубопроводов СНиП III-42-80 : Охрана окружающей среды
Цвет трубы в котельной
А существуют ли какие-то нормы для покраски труб в котельной станции?
Поговорим о том, как выполняется окраска трубопроводов котельной.
Как мы поняли, по ГОСТ 14202, обозначение патрубка зависит от содержащегося в нем вещества, а не от объекта эксплуатации.
А вот в котельной станции водопроводы маркируются почти всегда тремя знаками – пар, газ или вода (красный, желтый и зеленый цвет, соответственно). Они всех чаще используются в качестве средства огнетушения.
То есть, цветовая маркировка трубопроводов в котельной такая же, как в приведенной выше таблице ГОСТа.
Обязательно приклеивайте на патрубок самоклеящиеся маркеры – указатели движения вещества. Можно использовать маркировочные щитки. Их места расположения прописаны в ГОСТах.
Внимание! Цвет наклейки всегда совпадает с цветовым оттенком опознавательной окраски.
Не менее важно различать обратный и подающий водопроводы.
Но, если следовать ГОСТу 14202, цвет трубопроводов в насосной станции ПТ – одинаковый, независимо от забора или отдачи вещества.
Чтобы отличить подающий от обратного, применяйте маркеры с указанием направления движения и дополнительной надписью. Например, «ОГНЕТУШИТЕЛЬ ПОДАЧА».
Это же правило действует для насосной станции, центральных и индивидуальных тепловых пунктов.
Итог такой: нам без разницы, горячая или холодная вода течет по трубам. Подающий и обратный водопровод с водой всегда красим зеленым.
Окраска трубопроводов отопления выполняется также разными цветами в зависимости от типа отопительного компонента.
Как обеспечить протекторную защиту
Покрытие труб специальными составами — это задача не только производителя, в процессе эксплуатации конструкции обеспечение защитных свойств тоже должно выполняться. Всего существует несколько способов защиты металла от воздействия агрессивных сред:
- химическая обработка;
- покрытие стенок специальными составами;
- защита от блуждающих токов;
- подведение катода или анода.
Метод протекторной защиты трубопроводов от коррозии пользуется популярностью в организациях, осуществляющих монтаж и эксплуатирующих трубопроводный вид транспорта.
О пассивных и активных способах
Антикоррозионная защита — это целый комплекс мероприятий, проводимых предприятиями. Пассивные методы защиты предполагают выполнение следующих работ:
- На стадии монтажа между трубопроводом и грунтом оставляют воздушный зазор, препятствующий попаданию грунтовой воды, в том числе в составе с кислотными и щелочными примесями.
- Покрытие специализированными составами, назначение которых распространяется от негативных воздействий почвы.
- Обработка металла химическими составами, с образованием тонкой пленки.
Активные способы защиты предусматривают использование тока и обмен ионов на основе химических реакций, за счет чего обеспечивается:
- Защита подземных трубопроводов от коррозии созданием электродренажной системы для изоляции трубопроводного транспорта от блуждающих токов.
- Защита анодом от разрушения металлических поверхностей.
- Катодная защита для увеличения сопротивления металлических оснований.
Только с учетом всех способов, препятствующих образованию ржавчины на металле, будет увеличен срок службы конструкций. Антикоррозионная защита трубопроводов должна выполняться комплексно.
На видео: защита трубопроводов и кабельных линий от электрической коррозии.
О достоинствах применения протекторов
Защита труб этим способом производится с добавлением компонента — ингибитора. Это материал с отрицательным электрическим зарядом. Под воздействием воздушных масс он растворяется, а конструкция остается целой и не подвергается ржавлению. Протекторная защита от коррозии применяется для продления срока службы строительных конструкций, систем отопления и водоснабжения, а также магистрального и промыслового трубопроводного транспорта.
Применение электрохимической защиты позволяет устранить причины многих видов коррозии. Такая антикоррозийная защита трубопроводов – неплохое решение даже для предприятий, не имеющих финансовых возможностей по обеспечению полноценной защиты от неконтролируемого процесса.
Для обеспечения грамотного подхода следует:
- Протекторы, изготовленные из алюминия, использовать в средах морских вод и прибрежных шельфах.
- В средах с небольшой электропроводностью использовать магниевые протекторы. Но, опять же, они не подходят для обработки внутреннего покрытия резервуаров, нефтяных отстойников в связи с тем, что обладают достаточно низкой взрывопожароопасностью.
- Использовать протекторы для защиты от сред пресной воды.
- Проекторы, выполненные на основе цинка, являются полностью безопасными, их можно применять на пожаро- и взрывоопасных производствах.
Протекторной антикоррозионной защите можно отнести следующий ряд преимуществ:
- недостаток денежных средств и производственных мощностей у предприятия не будет препятствием ее выполнению;
- возможность защиты конструкций небольших размеров;
- если трубы покрыты теплоизоляционными материалами, то такая защита приемлема.
Статья по теме: Как предотвратить коррозию бетона и защитить материал от разрушения?
Используемые материалы и цели применения
Противокоррозионная защита необходима для всех металлических оснований. Данный вид противостояния от ржавчины широко используется для обработки танкеров, так как эти суда наиболее подвержены воздействию воды, имеющей в составе агрессивные компоненты. Даже специальная окраска не справляется с решением этой проблемы.
Наиболее рациональным выбором для покрытия стальных конструкций будет использование протекторов с отрицательным потенциалом. При изготовлении таких устройств применяется магний, цинк или алюминий. Большая разница потенциалов металла и стальных поверхностей способствует увеличению спектра защитного действия, в результате различные виды коррозии устраняются.
Система защиты осуществляется на основании специфики самих протекторов, а также сред, в условиях которых они будут использоваться.
Пассивная защита требуется стальным покрытиям и изделиям из металла. Сущность метода заключается в применении гальванических анодов, обеспечивающих противодействие подземных трубопроводов коррозии. При произведении расчета для данной установки, необходимо учитывать следующие показатели:
- параметры силы тока;
- сопротивление от перепадов напряжения;
- характеристики степени защиты, применяемые для 1 км трубопровода;
- показатель расстояния между элементами защиты.
А если изделие из пластика?
Да. Пластиковые, как и металлические, трубы тоже поддаются окраске.
Обычно пластиковые трубы выходят уже в цвете согласно ТУ на изготовление.
Но их красим строго поверх грунтовки. Сначала идет слой грунта, а затем наносится краска. А до грунтования неплохо будет нанести еще и лакокрасочный слой.
Условия для окрашивания пластика: температура +18 С и влажность не выше 18 %.
По цветовой маркировке мы ориентируемся на все тот же ГОСТ на окраску труб 14202-69.
Итак, мы решили покрасить пластиковую трубу по всем нормативам.
Но сначала посмотрим на тип пластика. Если это полиэтилен или полипропилен, то здесь нам может подойти краска по металлу.
А вот если это пластик на основе ПВХ или АБС, то покрасить такой патрубок вполне возможно.
Только не забудьте предварительно покрыть его адгезионной грунтовкой.
Пластиковую трубу отопления или горячей воды следует красить теплостойкой эмалью.
Приведем здесь расшифровку маркировки изделий из полипропилена.
- Название производителя.
- Тип материала: PPB, PPR, РРН.
- Рабочее давление: PN и цифры 20, 16, 10 или 25.
- Диаметр трубы и толщина стенки (мм).
- Отечественный производитель может наносить класс эксплуатации по ГОСТ.
- Максимальное давление.
Также дополнительно обозначаются такие показатели.
- Нормативные документы, прочие регламенты, по которым выполнялось изделие.
- Технология изготовления трубы.
- Знак качества.
- 15 цифр с информацией о дате выпуска, номера партии и пр.
Важно! При выборе краски для пластикового водопровода обращайте особое внимание на отсутствие в ее составе любых органических растворителей.
Почему же, например, пластиковые канализационные трубы имеют разный цветовой тон? Все просто.
Окраска трубопроводов из полипропилена по ГОСТ зависит от назначения патрубка. Так, если это уличная канализация, то труба – оранжевая.
Для канализации внутри дома используется серый цвет. Трубы отопления, прокладываемые под землей, обычно черные. Это самый прочный вид пластика.
То есть, цвет характеризует прочность полипропилена. Для каждого вида пластика применяется свой цветовой оттенок.
О видах коррозии
Всего существует несколько разновидностей коррозии металлических труб:
- поверхностная, распространяющаяся по всей площади трубы;
- местная, расположенная на отдельных участках;
- щелевая, образовавшаяся в небольшой трещине.
Наиболее настораживает местная коррозия, так как основная масса повреждений происходит в результате ее появления. Развитие щелевой тоже распространено, но к существенным повреждениям материала она не приводит.
Процент вероятности возникновения коррозии в большую сторону отдается участкам труб, продолженных под железнодорожными переездами или под опорами линий воздушных электропередач. Скорость развития процесса коррозии колеблется от 3 до 30 мм в год.
Что такое химическая коррозия
Этот процесс возникает в неэлектропроводных средах. Ими могут оказаться газы, нефтепродукты и спиртовые соединения. При повышении температурных показателей скорость развития коррозии возрастает. Ржавчина может образовываться на цветных или черных металлах. Алюминиевые изделия под влиянием коррозионных факторов покрываются тонкой пленкой, которая после обеспечивает систему защиты и создает препятствие развитию окислительного процесса.
Медь под влиянием этого вида коррозии начинает зеленеть, при этом образованная пленка из оксида во влажной среде не всегда способствует созданию защитного барьера от ржавчины, а только в порядке исключения, когда структура металла одинакова со структурой пленки.
Сплавы могут быть восприимчивы к иному виду ржавчины, то есть присутствуют элементы, не подверженные окислению, а напротив, они восстановленные. К примеру, при повышенных температурных характеристиках и повышенном давлении восстанавливаются карбиды, но, опять же, утрачиваются нужные качества.
Об электрохимической коррозии
Утверждение о том, что электрохимическая коррозия достигается только при контактировании металлической поверхности с электролитом, ошибочно. Хватает тонкой пленки на основании материала, чтобы образовалась коррозия. Причиной этого вида ржавчины является использование поваренной или технической солей. К, примеру, если производится посыпка снега на дорогах, то страдают машины и проложенные под землей трубопроводы.
Процесс этого происхождения заключается в следующем:
- В соединениях металлических конструкций теряются отчасти атомы, осуществляется их переход в электролитический раствор, то есть происходит образование ионов. Замещают электроны атомы, они заряжают материал отрицательными зарядами, при этом накапливаются положительные заряды в электролите.
- Электрохимическую коррозию также вызывают блуждающие токи, которые при утечке из электроцепи уходят в растворы воды или в грунт, а после в саму структуру металла. Конкретными местами проявления ржавчины являются те участки, откуда в воду попадают блуждающие токи.
Статья по теме: Подробное руководство по видам коррозии
На видео: электрохимическая коррозия металлов и способы защиты.
Что запомнить
Отметим, дорогой читатель, главные правила, которые обязательны к соблюдению при покраске пожарного трубопровода.
- Все конструктивные элементы систем пожаротушения всегда имеют красный оттенок.
- Цветовой тон пожарной трубы зависит от типа вещества.
- При выполнении покраски пользуйтесь ГОСТ Р 12.4.026, СП 5.13130.2009, ВСН 25-09.67-85.
- Зависимо от класса вредности содержащегося вещества парубок маркируется цветными кольцами и предупредительными значками.
- Пластиковые изделия также окрашиваются по ГОСТ 14202-69.
На этом прощаемся с Вами, уважаемые читатели. Воспользуйтесь приведенными выше рекомендациями, чтобы не попасть под прицел пожарных инспекторов.
ЗАЩИТА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ ИЗОЛЯЦИОННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ
На этой странице поговорим о том, как и по каким нормативам выполняется окраска трубопроводов пожаротушения.
Для чего и в какие цвета мы красим пожарный трубопровод?
Дадим ответы не только на этот вопрос, а именно:
- какие вещества поступают по трубопроводу;
- в каких тонах окрашиваются трубы пожаротушения;
- по каким нормативам выбирается цвет изделия;
- почему трубопровод маркируется дополнительными символами.
Окраска трубопроводов пожаротушения
Давайте посмотрим, как правильно окрашивать металлический пожарный трубопровод?
Первое, что нужно знать: окраска трубопроводов пожаротушения должна производиться строго по ГОСТу 14202-69.
Этот стандарт сразу сообщает нам, что определяет, опознавательные значки, цвета, окраску щитков.
Также он регламентирует, как красить изделия для промышленных предприятий.
В пункте 2 видим, что по трубам может транспортироваться десять основных видов материала.
- Воздух.
- Негорючие газы.
- Пар.
- Негорючие жидкости.
- Горючие газы.
- Щелочи.
- Вода.
- Горючие жидкости.
- Кислоты.
- Другие вещества.
Из 6-го пункта узнаем, что опознавательная окраска труб производится сплошь по всей поверхности или же отдельными зонами.
Окраска газопроводов выполняется по другому правилу: труба с газом всегда красится в желтый цветовой тон.
Обязательно указываем стрелочкой движение газовой массы и наименование вещества.
Также наносятся информативные кольца – красные или желтые.
Если же газ ядовитый или легковоспламеняемый, либо это окислитель, то патрубок дополнительно маркируем знаком опасности.
Во что их красим?
Для укрупненных трубопроводных групп существует опознавательный окрас, а также цифровые метки.
Цветовое обозначение трубопроводов согласно Таблице 1 из упомянутого выше ГОСТа выглядит так.
Согласно п. 5, во всех случаях цвета трубопроводов противопожарной защиты, а также спринклеры, дренчеры,
прочие средства для тушения огня на участках стыковки шлангов и в местах запорной арматуры необходимо окрашивать только в КРАСНЫЙ цвет.
И здесь многие спотыкаются и красят все изделие красным. Это неверный подход.
Окраска пожарных трубопроводов в красный оттенок выполняется лишь в зонах запоров и стыковых соединений.
На других участках ориентируемся на нормативные значения – цвет трубопроводов по ГОСТу указан списком выше.
Как красить трубы в соответствии с ГОСТ14202-69
Сразу необходимо сказать, что данный документ выдвигает к опознавательной окраске пожарных трубопроводов особое требование. Обусловлено это тем, что для тушения пожаров могут применяться вещества в различных агрегатных состояниях. То есть не только вода, но и пар, пена, а также другие субстанции. Формулируется вышеуказанное требование так: при любом содержимом пожарные трубопроводы окрашиваются в красный цвет.
В общем случае, опознавательная окраска инженерных коммуникаций в зависимости от вида транспортируемого вещества указана в ниже размещённой таблице.
Цвет опознавательной окраски | Транспортируемое вещество |
Зелёный | Вода |
Красный | Пар |
Синий | Воздух |
Жёлтый | Газы горючие и негорючие |
Оранжевый | Кислоты |
Фиолетовый | Щелочи |
Коричневый | Жидкости горючие и негорючие |
Серый | Прочие вещества |
Часто опознавательную окраску совмещают с защитной – на трубопровод наносят покрытие цвета, характеризующего транспортируемую среду. Вместе с тем, такой подход реализовать иногда невозможно. Например, опознавательная покраска труб отопления, прокладываемых в подвале частного дома, не имеет смысла, поскольку они покрываются слоем теплоизоляции.
Окраска труб в разные цвета имеет смысл только в том случае, если магистраль не требует теплоизоляции
К таким случаям также относят:
- когда конкретные условия требуют, чтобы цвет защитного покрытия отличался от необходимого по ГОСТ14202-69;
- на трубопровод уже нанесено заводское защитное покрытие;
- трубопровод изготовлен из цветного металла. Тогда окраска его не требуется.
В этих случаях ГОСТ14202-69 позволяет осуществлять опознавательною окраску участками трубопровода, а не по все его длине. Для веток инженерных коммуникаций диаметром до 300 миллиметров (включая тепловую изоляцию) ширина цветных участков должна быть равной либо превышать 4 диаметра, а для трубопроводов с сечением, большим 300 миллиметров — не меньше удвоенного значения данного показателя. Полосы наносятся с интервалом не более 60 м на магистральных наружных трубопроводах, а в помещениях и наружных установках – не более 10м.
Регламент и нормативы
Разберем теперь правила, регулирующие цвета и способы покраски пожарных труб, в частности на ГОСТ 12.4.026.
По этому ГОСТ покраска оборудования не допускает красного цвета.
Но здесь Вы, дорогой читатель, должны ориентироваться и на другую нормативную документацию. Приводим ее ниже.
ГОСТ Р 12.4.026
- Нельзя применять красный цветовой оттенок для средств пожаротушения, которые не требуют опознания (водопроводы, оросители, извещатели и т.д.).
СП 5.13130.2009
- Цветовая маркировка трубопроводов и опознавательная краска должны быть выполнены по ГОСТам 14202 и Р 12.4.026.
- Трубы АУП имеют буквенно-цифровую либо цифровую маркировку согласно их гидравлической схеме.
- Щитки с указанием движения огнетушащего вещества всегда красные.
ВСН 25-09.67-85
- Не допускается покраска оповещателей, саморазрушающихся замков, выпускных насадок.
- Окраска технологических трубопроводов и прочей арматуры на объектах, где нет специальных эстетических требований, выполняется по ГОСТам 14202-69 и 12.4.026-76.
- Там, где имеются специальные требования к оформлению арматуры и патрубков, они красятся в соответствии с предъявляемыми требованиями. По ГОСТ 9.032-74 класс покрытия таких установок – не ниже VI.
Щитки и цветные кольца
Есть ли какие-то правила для предупреждающих знаков? Конечно.
Стандартом определяются нормативные цветовые тоны, обозначающие опасность вещества по воздействию на организм человека.
По ГОСТ окраска трубопроводов подразумевает кроме сплошного цвета еще и специальные значки.
Для этого на патрубок дополнительно наносят маркировку цветными кольцами.
Покажем ниже перечень опасных материалов по цветам этих колец.
- Зеленый – нейтральность, безвредность.
- Желтый – вред для здоровья (удушье, токсичность, ожоги и т.п.).
- Красный – взрывоопасность, быстровоспламеняемость.
И сколько таких колец нам нужно нанести?
Количество ограничено от одного до 3-х, по классу опасности.
Чем опаснее содержащийся материал, тем больше наносится на трубу колец.
Если вещество предполагает несколько факторов опасности, можно смело наносить на трубу несколько разных цветных колец.
А еще, в особых случаях, патрубок окрашивается специальными маркировочными щитками и предупреждающими треугольниками. Маркировка на них должна быть четырех видов:
- 1 – движение потока в левом/правом направлениях;
- 2 – поток движется влево;
- 3 – движение потока вправо;
- 4 – указывается место забора поступающего вещества.
Цветовой оттенок подписей поверх опознавательного окраса бывает двух видов (зависит от цвета фона):
А можно ли не ломать голову с окраской трубопроводов и купить готовые сигнальные значки? Можно.
Сейчас в магазинах продаются готовые наклейки на противопожарные изделия.
Они также различаются по цветовым тонам и имеют надписи, обозначающие тип вещества – газ, аммиак, вода и т.п.
СНиП III-42-80 : Защита магистральных трубопроводов от коррозии изоляционными покрытиями
Общие положения Подготовительные работы Земляные работы Сборка, сварка и контроль качества сварных соединений трубопроводов Транспортировка труб и трубных секций
6.1. Противокоррозионную защиту магистральных трубопроводов изоляционными покрытиями при любом способе прокладки (подземном, наземном, надземном, подводном) необходимо выполнять согласно требованиям проекта, стандартов, ТУ на изоляционные и оберточные материалы, СНиП 2.05.06-85* и настоящего раздела.
6.2. При применении неизолированных труб работы в трассовых условиях по очистке, огрунтовке и нанесению на трубопровод изоляционных покрытий и защитных оберток должны выполняться, как правило, механизированным способом в соответствии с требованиями настоящего раздела и технологических инструкций.
6.3. Защитные свойства изоляционных покрытий стыковых соединений (при применении труб с заводской изоляцией), отремонтированных участков (поврежденных изоляционных покрытий), а также покрытий мест присоединения к трубопроводу запорной арматуры, фитингов, проводов и кабелей средств электрохимической защиты должны соответствовать защитным свойствам покрытия трубопровода.
6.4. Изолируемые трубопроводы перед нанесением грунтовочного слоя или изоляционного покрытия следует очистить от ржавчины, земли, пыли, снега, наледи, копоти, масла, поддающейся механической очистке окалины и других загрязнений, а при необходимости высушить и подогреть.
Очищенная поверхность трубопровода под полимерные липкие ленты или битумные покрытия должна соответствовать утвержденному Миннефтегазстроем и согласованному с заказчиками эталону, а под лакокрасочные покрытия — требованиям действующих ГОСТов.
6.5. Очищенная сухая поверхность трубопровода сразу же должна быть покрыта ровным слоем грунтовки без пропусков, подтеков, сгустков и пузырей.
6.6. Грунтовки под изоляционные покрытия из полимерных липких лент или битумных мастик, а также под лакокрасочные покрытия должны применяться в соответствии с проектом и ТУ на эти материалы.
6.7. Изоляционные покрытия из полимерных липких лент или битумных мастик следует наносить на трубопровод в трассовых условиях, как правило, при совмещенном методе изоляционно-укладочных работ.
Нанесение изоляционных покрытий на влажную или запыленную поверхность огрунтованного трубопровода, а также производство очистных работ во время снегопада, дождя, тумана, сильного ветра, пылевой бури не допускаются.
6.8. Температурные пределы нанесения грунтовок и покрытий из полимерных лент, а также требования к нагреву изолируемого трубопровода и ленты при нанесении должны соответствовать требованиям технических условий на данный вид ленты.
6.9. Битумные мастики следует наносить на трубопровод с учетом температуры воздуха в соответствии с табл. 11
Температураразмягчения битумной мастики, °С | Температура воздухапри нанесении битумной мастики, °С (включительно) |
65 | |
75 | От +15 до —15 |
90 | От +35 до —10 |
100 |
6.10. В случае применения битумных мастик при более низкой, чем указано в табл. 11 (настоящего раздела), температуре (но не ниже минус 30° С), изоляционно-укладочные работы следует производить только по совмещенному методу, подогревая трубопровод до положительных температур, но не выше температур, указанных в этой таблице для применяемой мастики, и предохраняя его от охлаждения путем немедленной засыпки грунтом после укладки на дно траншеи.
6.11. Битумные мастики следует изготовлять в заводских условиях; в трассовых условиях их разогревают и котлах до температуры не выше плюс 200°С, постоянно перемешивая.
6.12. Изготовление битумных мастик в полевых условиях допускается, в виде исключения, в битумоплавильных установках или передвижных котлах, оборудованных устройствами для механического перемешивания.
Состав битумных мастик и область их применения должны соответствовать ГОСТам на эти мастики и требованиям СНиП 2.05.06-85*..
6.13. Доставку разогретой битумной мастики к месту производства изоляционных работ следует осуществлять битумовозами, оборудованными подогревательными устройствами. Не допускается хранение битумной мастики в разогретом виде с температурой плюс 190—200°С более одного часа и с температурой плюс 160—180°С более трех часов.
6.14. В случае образования на поверхности трубопровода влаги (в виде росы или инея) грунтовку и изоляционные покрытия следует наносить только после предварительной просушки трубопровода сушильными устройствами, исключающими возможность образования копоти и других загрязнений на трубопроводе.
6.15. Армирующие и оберточные рулонные материалы наносят одновременно с изоляцией путем намотки по спирали (той же изоляционной машиной) с нахлестом витков не менее 3 см без гофр, морщин и складок.
Нахлест концов обертки должен быть 10—15 см.
6.16. Нахлест смежных витков полимерной ленты при однослойной намотке должен быть не менее 3 см. Для получения двухслойного покрытия наносимый виток должен перекрывать уложенный на 50 % его ширины плюс 3 см.
6.17. Крановые узлы, отводы, тройники, катодные выводы, задвижки и т.п. следует изолировать покрытиями, установленными проектом:
на подземной части и не менее 15 см над землей— битумными мастиками или полимерными липкими лентами;
на надземной части — покрытиями, применяемыми для защиты трубопровода от атмосферной коррозии.
6.18. При защите надземных трубопроводов от атмосферной коррозии жировые смазки следует наносить при температуре не выше 40°С для ВНИИСТ-2 и 60°С для ВНИИСТ-4. Перед нанесением покрытия в смазку следует добавлять 15—20% (по массе смазки) алюминиевой пудры. Толщина покрытия поверхности трубы жировой смазкой должна быть в пределах 0,2—0,5 мм. Слой смазки наносят, как правило, при помощи машин и приспособлений.
6.19. Цинковые и алюминиевые покрытия (металлизация) наносят на трубы в стационарных условиях, в трассовых условиях покрывают стыковые соединения труб и места повреждений изоляции.
6.20. Лакокрасочные покрытия на трубопроводы следует наносить при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С.
Очищенную поверхность перед окраской необходимо обезжиривать бензином, ацетоном или уайт-спиритом.
6.21. Лакокрасочные покрытия следует наносить не менее чем в 2 слоя в соответствии с проектом по грунтовке, нанесенной в 2—3 слоя. Каждый последующий слой грунтовки, краски, эмали, лака необходимо наносить после просушки предыдущего слоя.
6.22. Защиту от коррозии опорных и других металлоконструкций надземных трубопроводов необходимо выполнять в соответствии со СНиП 3.04.03-85.
.23. Качество изоляционных покрытий магистральных трубопроводов должен проверять подрядчик в присутствии представителя технадзора заказчика по мере их нанесения, перед укладкой и после укладки трубопровода в траншею в соответствии с табл. 12.
6.24. Выявленные дефекты в изоляционном покрытии, а также повреждения изоляции, произведенные во время проверки ее качества, должны быть исправлены.
Укладка трубопровода в траншею Строительство переходов трубопроводов через естественные и искусственные препятствия Прокладка трубопроводов в особых природных условиях Электрохимическая защита трубопроводов от подземной коррозии Очистка полости и испытание трубопроводов Линии технологической связи магистральных трубопроводов СНиП III-42-80 : Охрана окружающей среды
Цвет трубы в котельной
А существуют ли какие-то нормы для покраски труб в котельной станции?
Поговорим о том, как выполняется окраска трубопроводов котельной.
Как мы поняли, по ГОСТ 14202, обозначение патрубка зависит от содержащегося в нем вещества, а не от объекта эксплуатации.
А вот в котельной станции водопроводы маркируются почти всегда тремя знаками – пар, газ или вода (красный, желтый и зеленый цвет, соответственно). Они всех чаще используются в качестве средства огнетушения.
То есть, цветовая маркировка трубопроводов в котельной такая же, как в приведенной выше таблице ГОСТа.
Обязательно приклеивайте на патрубок самоклеящиеся маркеры – указатели движения вещества. Можно использовать маркировочные щитки. Их места расположения прописаны в ГОСТах.
Внимание! Цвет наклейки всегда совпадает с цветовым оттенком опознавательной окраски.
Не менее важно различать обратный и подающий водопроводы.
Но, если следовать ГОСТу 14202, цвет трубопроводов в насосной станции ПТ – одинаковый, независимо от забора или отдачи вещества.
Чтобы отличить подающий от обратного, применяйте маркеры с указанием направления движения и дополнительной надписью. Например, «ОГНЕТУШИТЕЛЬ ПОДАЧА».
Это же правило действует для насосной станции, центральных и индивидуальных тепловых пунктов.
Итог такой: нам без разницы, горячая или холодная вода течет по трубам. Подающий и обратный водопровод с водой всегда красим зеленым.
Окраска трубопроводов отопления выполняется также разными цветами в зависимости от типа отопительного компонента.
Как обеспечить протекторную защиту
Покрытие труб специальными составами — это задача не только производителя, в процессе эксплуатации конструкции обеспечение защитных свойств тоже должно выполняться. Всего существует несколько способов защиты металла от воздействия агрессивных сред:
- химическая обработка;
- покрытие стенок специальными составами;
- защита от блуждающих токов;
- подведение катода или анода.
Метод протекторной защиты трубопроводов от коррозии пользуется популярностью в организациях, осуществляющих монтаж и эксплуатирующих трубопроводный вид транспорта.
О пассивных и активных способах
Антикоррозионная защита — это целый комплекс мероприятий, проводимых предприятиями. Пассивные методы защиты предполагают выполнение следующих работ:
- На стадии монтажа между трубопроводом и грунтом оставляют воздушный зазор, препятствующий попаданию грунтовой воды, в том числе в составе с кислотными и щелочными примесями.
- Покрытие специализированными составами, назначение которых распространяется от негативных воздействий почвы.
- Обработка металла химическими составами, с образованием тонкой пленки.
Активные способы защиты предусматривают использование тока и обмен ионов на основе химических реакций, за счет чего обеспечивается:
- Защита подземных трубопроводов от коррозии созданием электродренажной системы для изоляции трубопроводного транспорта от блуждающих токов.
- Защита анодом от разрушения металлических поверхностей.
- Катодная защита для увеличения сопротивления металлических оснований.
Только с учетом всех способов, препятствующих образованию ржавчины на металле, будет увеличен срок службы конструкций. Антикоррозионная защита трубопроводов должна выполняться комплексно.
На видео: защита трубопроводов и кабельных линий от электрической коррозии.
О достоинствах применения протекторов
Защита труб этим способом производится с добавлением компонента — ингибитора. Это материал с отрицательным электрическим зарядом. Под воздействием воздушных масс он растворяется, а конструкция остается целой и не подвергается ржавлению. Протекторная защита от коррозии применяется для продления срока службы строительных конструкций, систем отопления и водоснабжения, а также магистрального и промыслового трубопроводного транспорта.
Применение электрохимической защиты позволяет устранить причины многих видов коррозии. Такая антикоррозийная защита трубопроводов – неплохое решение даже для предприятий, не имеющих финансовых возможностей по обеспечению полноценной защиты от неконтролируемого процесса.
Для обеспечения грамотного подхода следует:
- Протекторы, изготовленные из алюминия, использовать в средах морских вод и прибрежных шельфах.
- В средах с небольшой электропроводностью использовать магниевые протекторы. Но, опять же, они не подходят для обработки внутреннего покрытия резервуаров, нефтяных отстойников в связи с тем, что обладают достаточно низкой взрывопожароопасностью.
- Использовать протекторы для защиты от сред пресной воды.
- Проекторы, выполненные на основе цинка, являются полностью безопасными, их можно применять на пожаро- и взрывоопасных производствах.
Протекторной антикоррозионной защите можно отнести следующий ряд преимуществ:
- недостаток денежных средств и производственных мощностей у предприятия не будет препятствием ее выполнению;
- возможность защиты конструкций небольших размеров;
- если трубы покрыты теплоизоляционными материалами, то такая защита приемлема.
Статья по теме: Как предотвратить коррозию бетона и защитить материал от разрушения?
Используемые материалы и цели применения
Противокоррозионная защита необходима для всех металлических оснований. Данный вид противостояния от ржавчины широко используется для обработки танкеров, так как эти суда наиболее подвержены воздействию воды, имеющей в составе агрессивные компоненты. Даже специальная окраска не справляется с решением этой проблемы.
Наиболее рациональным выбором для покрытия стальных конструкций будет использование протекторов с отрицательным потенциалом. При изготовлении таких устройств применяется магний, цинк или алюминий. Большая разница потенциалов металла и стальных поверхностей способствует увеличению спектра защитного действия, в результате различные виды коррозии устраняются.
Система защиты осуществляется на основании специфики самих протекторов, а также сред, в условиях которых они будут использоваться.
Пассивная защита требуется стальным покрытиям и изделиям из металла. Сущность метода заключается в применении гальванических анодов, обеспечивающих противодействие подземных трубопроводов коррозии. При произведении расчета для данной установки, необходимо учитывать следующие показатели:
- параметры силы тока;
- сопротивление от перепадов напряжения;
- характеристики степени защиты, применяемые для 1 км трубопровода;
- показатель расстояния между элементами защиты.
А если изделие из пластика?
Да. Пластиковые, как и металлические, трубы тоже поддаются окраске.
Обычно пластиковые трубы выходят уже в цвете согласно ТУ на изготовление.
Но их красим строго поверх грунтовки. Сначала идет слой грунта, а затем наносится краска. А до грунтования неплохо будет нанести еще и лакокрасочный слой.
Условия для окрашивания пластика: температура +18 С и влажность не выше 18 %.
По цветовой маркировке мы ориентируемся на все тот же ГОСТ на окраску труб 14202-69.
Итак, мы решили покрасить пластиковую трубу по всем нормативам.
Но сначала посмотрим на тип пластика. Если это полиэтилен или полипропилен, то здесь нам может подойти краска по металлу.
А вот если это пластик на основе ПВХ или АБС, то покрасить такой патрубок вполне возможно.
Только не забудьте предварительно покрыть его адгезионной грунтовкой.
Пластиковую трубу отопления или горячей воды следует красить теплостойкой эмалью.
Приведем здесь расшифровку маркировки изделий из полипропилена.
- Название производителя.
- Тип материала: PPB, PPR, РРН.
- Рабочее давление: PN и цифры 20, 16, 10 или 25.
- Диаметр трубы и толщина стенки (мм).
- Отечественный производитель может наносить класс эксплуатации по ГОСТ.
- Максимальное давление.
Также дополнительно обозначаются такие показатели.
- Нормативные документы, прочие регламенты, по которым выполнялось изделие.
- Технология изготовления трубы.
- Знак качества.
- 15 цифр с информацией о дате выпуска, номера партии и пр.
Важно! При выборе краски для пластикового водопровода обращайте особое внимание на отсутствие в ее составе любых органических растворителей.
Почему же, например, пластиковые канализационные трубы имеют разный цветовой тон? Все просто.
Окраска трубопроводов из полипропилена по ГОСТ зависит от назначения патрубка. Так, если это уличная канализация, то труба – оранжевая.
Для канализации внутри дома используется серый цвет. Трубы отопления, прокладываемые под землей, обычно черные. Это самый прочный вид пластика.
То есть, цвет характеризует прочность полипропилена. Для каждого вида пластика применяется свой цветовой оттенок.
О видах коррозии
Всего существует несколько разновидностей коррозии металлических труб:
- поверхностная, распространяющаяся по всей площади трубы;
- местная, расположенная на отдельных участках;
- щелевая, образовавшаяся в небольшой трещине.
Наиболее настораживает местная коррозия, так как основная масса повреждений происходит в результате ее появления. Развитие щелевой тоже распространено, но к существенным повреждениям материала она не приводит.
Процент вероятности возникновения коррозии в большую сторону отдается участкам труб, продолженных под железнодорожными переездами или под опорами линий воздушных электропередач. Скорость развития процесса коррозии колеблется от 3 до 30 мм в год.
Что такое химическая коррозия
Этот процесс возникает в неэлектропроводных средах. Ими могут оказаться газы, нефтепродукты и спиртовые соединения. При повышении температурных показателей скорость развития коррозии возрастает. Ржавчина может образовываться на цветных или черных металлах. Алюминиевые изделия под влиянием коррозионных факторов покрываются тонкой пленкой, которая после обеспечивает систему защиты и создает препятствие развитию окислительного процесса.
Медь под влиянием этого вида коррозии начинает зеленеть, при этом образованная пленка из оксида во влажной среде не всегда способствует созданию защитного барьера от ржавчины, а только в порядке исключения, когда структура металла одинакова со структурой пленки.
Сплавы могут быть восприимчивы к иному виду ржавчины, то есть присутствуют элементы, не подверженные окислению, а напротив, они восстановленные. К примеру, при повышенных температурных характеристиках и повышенном давлении восстанавливаются карбиды, но, опять же, утрачиваются нужные качества.
Об электрохимической коррозии
Утверждение о том, что электрохимическая коррозия достигается только при контактировании металлической поверхности с электролитом, ошибочно. Хватает тонкой пленки на основании материала, чтобы образовалась коррозия. Причиной этого вида ржавчины является использование поваренной или технической солей. К, примеру, если производится посыпка снега на дорогах, то страдают машины и проложенные под землей трубопроводы.
Процесс этого происхождения заключается в следующем:
- В соединениях металлических конструкций теряются отчасти атомы, осуществляется их переход в электролитический раствор, то есть происходит образование ионов. Замещают электроны атомы, они заряжают материал отрицательными зарядами, при этом накапливаются положительные заряды в электролите.
- Электрохимическую коррозию также вызывают блуждающие токи, которые при утечке из электроцепи уходят в растворы воды или в грунт, а после в саму структуру металла. Конкретными местами проявления ржавчины являются те участки, откуда в воду попадают блуждающие токи.
Статья по теме: Подробное руководство по видам коррозии
На видео: электрохимическая коррозия металлов и способы защиты.
Что запомнить
Отметим, дорогой читатель, главные правила, которые обязательны к соблюдению при покраске пожарного трубопровода.
- Все конструктивные элементы систем пожаротушения всегда имеют красный оттенок.
- Цветовой тон пожарной трубы зависит от типа вещества.
- При выполнении покраски пользуйтесь ГОСТ Р 12.4.026, СП 5.13130.2009, ВСН 25-09.67-85.
- Зависимо от класса вредности содержащегося вещества парубок маркируется цветными кольцами и предупредительными значками.
- Пластиковые изделия также окрашиваются по ГОСТ 14202-69.
На этом прощаемся с Вами, уважаемые читатели. Воспользуйтесь приведенными выше рекомендациями, чтобы не попасть под прицел пожарных инспекторов.
Источник https://solidiron.ru/steel/kakogo-cveta-truby-dlya-pozharotusheniya.html
Источник https://xn--80aafkgojcemlkbzjbvfg7r.xn--p1ai/drugoe/ogruntovka-truboprovodov-2.html
Источник https://xn--80aafkgojcemlkbzjbvfg7r.xn--p1ai/drugoe/ogruntovka-truboprovodov-2.html